Встретимся на Немецкой улице, предложил Андрей Гамбург. Он недавно переехал в Харьков из Германии, но, как оказалось, название улицы не перепутал – просто хорошо знает историю города. Сегодня Пушкинская – а сто лет назад была еще Немецкая, потому что именно здесь обосновались первые германские колонисты, приехавшие в Харьков во времена Екатерины Второй.
Андрей Гамбург, пастор общины “Святого Вознесения”:
“На улице Пушкинской сохранились еще здания, построенные прихожанами нашей общины. Предположим, в здании фармакадемии на сегодняшний день – располагался приют и богадельня. На улице Марьяненко, рядом с Пушкинской – женская лютеранская гимназия. И еще здание – за моей спиной здание немецкой евангелической лютеранской часовни.”
Андрей Гамбург рассказывает – в начале двадцатого века немецкая диаспора в Харькове насчитывала более трех тысяч человек. Большая часть из них хорошо устроились на новой родине: работали на государственных должностях, преподавали в университетах, удачно занимались коммерцией. Но с приходом советской власти и началом сталинских репрессий потомки немецких колонистов стали первыми врагами государства. Марина Постоева рассказывает – в 1941-ом году ее маму Марию Манц, уроженку Харькова, арестовали и выслали в Сибирь только за то, что она этническая немка.
Марина Постоева, пенсионер:
“Она всего боялась, вот после ареста, после лагерей, она боялась переписки с заграницей, она боялась, что я еду по путевке в Болгарию, она боялась говорить о предках…”
И все-таки до конца уничтожить память о немецких колонистах никому не удалось. На карте Харькове по сей день сохранилась память о немецких колонистах – в девятнадцатом веке немцы построили в этой части города пивной завод и в честь своей малой родины стали называть поселение вокруг него Новой Баварией. Позже люди перенесли это название на расположенную рядом железнодорожную станцию и весь район. Почему именно здесь построили предприятие – знает Михаил Жур. В антикварный магазин ему принесли старые этикетки и бутылки пивного завода. Чтобы понять, представляют ли они какую-то ценность, он и начал изучать период “немецкого освоения” Харькова.
Михаил Жур, председатель “Польского Дома” в Харькове:
“Вот со всем все было в порядке, но они искали воду. Ну, видно в этом районе вода просто подошла, этим специалистам, которые сравнивали ее, видимо, с чешской.”
Поток эмигрантов из Германии в наш город давно прекратился, рассказывает Андрей Гамбург. А потомки немецких колонистов, которые все-таки остались жить в Харькове, хоть и считают себя коренными жителями города, но и по Германии иногда тоскуют.
Татьяна Душенко
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”