Владимиру Меньшову – 70 лет

Его мелодрама “Москва слезам не верит”, рассказывающая об истории советской Золушки, смогла сделать невозможное – растопить лед холодной войны. “Картина попала в какой-то нерв, мое сердце и сердца тех, кто делал эту картину, бьются в унисон с чем-то важным…”, – рассказал Владимир Валентинович на юбилее картины.

Простые люди не раз благодарили его за творчество. Однажды к Меньшову подошла женщина и рассказала, что каждый раз, когда ее муж уходит в автономное плавание на полгода он обязательно берет с собой кассету “Любовь и голуби”. Самым счастливым днем для Меньшова стал день, когда он увидел огромное количество людей перед кинотеатром, желающих увидеть его фильм “Москва слезам не верит”.

“Это действительно произвело на меня сильнейшее впечатление, потому что перед этим был период, когда я вообще просыпался с ощущением, что ничего не получилось, дай бог, нам не опозориться. И я был счастлив, что наш труд получил такую отдачу”, – признался режиссер в интервью “Комсомольской правде”.

Для Владимира Меньшова этот год юбилейный втройне. Режиссер уже отпраздновал 30-летие своей оскароносной картины “Москва слезам не верит” и 25-летие комедии “Любовь и голуби”. На днях коллеги преподнесли ему особый подарок. 19 сентября на московской аллее знаменитостей, напротив Мосфильма, состоится театрализованная церемония открытия звезды. Как признался юбиляр, его самого идея громкого торжества не особо вдохновляет, однако и избежать празднования, судя по всему, не получится.

“Что пожелать себе самому – не задумывался, а праздновать, к сожалению, придется, потому что слишком много людей завязаны на этой истории, хотя с большим удовольствием сбежал бы. Но все это уже организовывается, будет много гостей, в общем – широкое празднование по всей России”, – сказал Меньшов РИА Новости.

Судьба Меньшова во многом перекликается с судьбой героев самой известной его картины. Перед тем, как стать режиссером с мировым именем, он успел поработать токарем, шахтером, матросом, и лишь к 30 годам решил круто изменить свою жизнь…

Родившийся в бедной астраханской семье он с детства увлекался кино. Едва ли не каждый день приходил в кинотеатр, чтобы раз за разом пересматривать советские фильмы. В школе Владимир участвовал в постановках спектаклей, изучал литературу о кино.

Его отец надеялся, что сын выберет профессию военного, но тот, окончив школу с серебряной медалью, отправился штурмовать Институт кинематографии в Москве. Первая попытка оказалась неудачной, и, вернувшись в Астрахань, он начал работать токарем, а затем матросом на водолазном катере. При этом числился в труппе Астраханского театра, пишет peoples.ru.

Через 4 года он вернулся в Москву и поступил на актерский факультет Школы-студии МХАТ. Первое время над ним посмеивались сокурсники, а преподаватели не верили, что ему “светит” будущее актера. “Я был не отсюда, я приехал из другого мира, – вспоминает Меньшов. – Мои однокурсники, которые также приехали из другого мира, они не адаптировались. Они стали актерами, но не вошли в этот мир. А у меня-то амбиции были стать хозяином этого мира, не прислужником, а равным самым большим людям. Вот эта претензия во мне и ощущалась, и я ее не скрывал”.

Во время учебы Владимир Меньшов познакомился с двадцатилетней однокурсницей Верой Алентовой, которая считалась самой красивой девушкой курса. Она-то и заметила в провинциальном пареньке талант и силу воли. Вскоре состоялась скромная студенческая свадьба, после которой Меньшов и Алентова жили в разных общежитиях. Подобно героям фильма “Москва слезам не верит” они работали за копейки, хватаясь за любую подработку.


“Как у нас родилась Юля? Сама не знаю, – говорит Вера Алентова,- это называется – жили врозь, а дети были”.

Молодая семья не выдержала испытаний трудностями, и в итоге Вере и Владимиру пришлось на время расстаться. Меньшов уехал в Ставрополь, где начал работать в Ставропольском краевом драмтеатре имени Лермонтова, а Алентова смогла устроиться в Московский театр имени Пушкина, пишет taina.aib.ru.

Вдали от столицы Меньшов получил возможность поработать театральным режиссером и понял, что это ремесло нравится ему гораздо больше. В 1967 году он вернулся в Москву, чтобы поступить уже на режиссерский курс.

Ему посчастливилось попасть к легендарному преподавателю ВГИКа Михаилу Ромму. Киномэтру настолько понравились литературные работы Меньшова, что он принял его сразу же на второй курс. Специально для Меньшова была создана “аспирантура по режиссуре художественного фильма”.

Личная жизнь начала постепенно налаживаться. К удивлению друзей и родственников Вера Алентова и Владимир Меньшов вновь соединили свои судьбы. “То, что мы снова стали жить вместе, – большое счастье, – говорит Алентова. – Я уверена, что расставание пошло нам на пользу. Думаю, если бы мы не расстались тогда, то наверняка бы расстались позже. Но уже никогда бы не соединились”.

В 1970 году Владимир Меньшов окончил ВГИК, и в это время для него неожиданно началась актерская карьера в кино. Свою первую роль он получил в фильме друга-режиссера, после этого его пригласили на главную роль в фильме “Человек на своем месте”. Участие в этом фильме принесло Меньшову приз за лучшее исполнение мужской роли на Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате.

После этого Владимир Меньшов стал крайне востребованным актером. Последовали роли в таких фильмах как “Курьер”, “Где находится нофелет?”, “Сказ про то, как царь Петр арапа женил”. И все же к актерской работе Меньшов продолжал относиться как к хобби, а главным для него оставалась режиссура. “Пробой пера” стала короткометражка “К вопросу о диалектике восприятия искусства, или Утраченные грезы”, а полноценный дебют состоялся в 1976 году с появлением картины “Розыгрыш”. За этот фильм Меньшов был награжден Государственной премией РСФСР.

Сценарий будущего фильма “Москва слезам не верит”, написанный Валентином Черных, долгое время не привлекал режиссеров. Меньшов, прочитав историю девушки-лимитчицы, преодолевшей жизненные трудности и ставшей директором фабрики, сразу же начал работу над фильмом.

“Единственное, что меня сразу привлекло, – это замечательный ход, когда Катерина заводит будильник и в слезах засыпает, а просыпается уже через несколько лет и будит взрослую дочь. Я даже подумал вначале, что просто пропустил несколько страниц. А когда понял, что это такое решение – прыжок в 20 лет, то сразу захотел придумывать, как бы я стал снимать картину”, – рассказывает Меньшов.

В первую очередь он переработал сценарий, введя новых персонажей. В главной роли Кати Тихомировой он видел свою жену Веру Алентову. Роль Гоши вместо Алексея Баталова могли бы сыграть Ефремов, Тихонов, Соломин или Охлупин. “Я случайно увидел по телевизору старый фильм “Дорогой мой человек” с Алексеем Баталовым. И меня осенило – вот же Гоша! Баталов, к счастью, согласился и попал “в десятку”, – вспоминает режиссер.

Баталов принял предложение Меньшова с большим энтузиазмом. “Как только я прочитал, понял, что это не тот канонический, установленный государством рабочий, который уже сотни раз был на экране, – это другой совсем человек. Выйдет, не выйдет – это второй вопрос, но это интересно делать…” – говорит он.

В результате вышло лучше, чем режиссер мог представить в своих самых смелых мечтах. На экраны фильм вышел в феврале 1980 года, всего за один год только в СССР картину посмотрело более 80 миллионов человек. Люди выстраивались в длинные очереди перед кассами кинотеатров, чтобы второй-третий раз пересмотреть полюбившийся фильм. И это несмотря на то, что критики, первые увидевшие картину, ругали Меньшова за “потакание дурным вкусам мещан, мелкотравчатую драматургию и слабую режиссуру”.

“Москва…” стала безусловным рекордсменом проката. Фильм купили более ста стран мира, в США он удостоился высшей кинематографической награды – “Оскара” в номинации “Лучший зарубежный фильм”.

Сам режиссер узнал о том, что стал лауреатом престижной кинонаграды, не сразу. В день церемонии, 31 марта, он пытался слушать “Голос Америки”, но из-за “глушилок” так ничего и не разобрал. А когда ему сообщили о победе утром 1 апреля, решил, что это розыгрыш.

Впервые режиссер взял статуэтку в руки лишь спустя 8 лет после ее присуждения. “На самой первой церемонии вручения премии “Ника” организаторы решили восполнить этот пробел и вручить мне “Оскара”, – говорит Владимир Меньшов. – Правда, они хотели вручить и тут же забрать. Но, взяв его на сцене в руки, я у зала попросил разрешения задержать его у себя хотя бы на одну ночь. Ну зал сказал: да, да. А за кулисами сказали: отдай. Но я, разумеется, не отдал и правильно сделал, потому что я бы его потом не нашел. Это начинался как раз полный бардак. Министры менялись, замминистры менялись, кабинеты переезжали, а он стоял где-то в задней комнате у министра…”

Свою следующую работу “Любовь и голуби” по одноименной пьесе Владимира Гуркина Меньшов закончил как раз в разгар антиалкогольной кампании, развернувшейся в Советском Союзе. Чиновникам не понравилось то, как часто герои фильма прикладываются к стакану. Режиссеру предложили вырезать несколько эпизодов, а, услышав отказ, положили фильм на полку.

На экраны “Любовь и голуби” вышли лишь по окончании антиалкогольной кампании и, как и предыдущая работа режиссера, эта имела оглушительный успех у зрителей как в Советском Союзе, так и за его пределами. Картина получила Главный приз на фестивале комедийных фильмов в испанском городе Торремолинас.

В новый век Владимир Меньшов вошел с новой работой – ретро-мелодрамой “Зависть богов”. В главной роли снова снялась Вера Алентова, а роль влюбленного в нее французского журналиста Андрэ – Анатолий Лобоцкой. В фильме также ненадолго появляется французский актер Жерар Депардье.

В последние годы Меньшов по-прежнему много снимается как в художественных фильмах, так и в сериалах. 1 октября в прокат выйдет картина с его участием “О, счастливчик!” Эдуарда Парри.

При этом режиссера не покидает идея снять продолжение “Москвы слезам не верит” и другие картины. “Я не прошу громадных сумм, но я прошу, чтобы завершить картину, но мне этих денег не дали”, – посетовал он, отказавшись при этом назвать сам фильм. Видимо, именно этот подарок является самым долгожданным к юбилею знаменитого режиссера.

РИА-Новости

Ми використовуємо cookies! Читати більше