Вместо льгот – звонкая монета. Поможет ли монетизация решить вопрос проезда льготников

Автор АТН

На дачу, в Старый Мерчик пенсионеры Екатерина и Василий ездили едва ли не каждый день. Теперь количество поездок пришлось сократить. Если раньше проезд для них был бесплатным, то теперь за поездку нужно выложить полную стоимость – 18 гривен с человека.
Валерий, пенсионер:
Платить требуют. Пять человек, а остальные платить.

Для того чтобы попасть в бесплатную пятерку, пенсионеры подстраиваются под рейсы.
Екатерина Васильевна, пенсионер:
Вот мы счас пропустили. Специально не приехали на этот маршрут, для того, чтобы быть первыми.

Объявление о том, что на маршруте “Харьков-Старый Мерчик” будут брать не более пяти льготников за рейс, появилось в маршрутках в начале августа. Причина – отсутствие дотаций из местного бюджета на перевоз льготного контингента.
водитель маршрута №1650:
Одни пенсионеры ездят! Одни пенсионеры, одни пенсионеры!

Берут, утверждает водитель маршрута, всех без исключения. Но только не все готовы платить полную сумму. Пассажиры же преклонного возраста утверждают – хотя и есть право на бесплатный проезд,  даром стараются не ездить. Хоть пятерку, а заплатят. Но не все водители одинаково реагируют на такую оплату.
Андрей, пенсионер:
Оплачиваете вы? – Ну как оплачиваю, 5 гривен даю. – И нормально вас берет? – Да. – И не возмущался никогда? – Нет, ну может я не попадал.

Я не знаю, как пойдет диалог. Я не знаю, кто будет за рулем, вы понимаете. Там тоже разные люди. Если он будет настаивать, конечно, мне придется заплатить. Я ж не буду там веселить весь автобус.

Пообщаться с представителем компании-перевозчика и узнать, как решается проблема с льготниками, не удалось. По указанному телефону ответили, что компетентный человек отсутствует на месте и появится не скоро. Не помог и оставленный контактный номер. Журналисту не перезвонили. А затем и вовсе перестали поднимать трубку. В транспортном управлении ХОГА о ситуации с пассажирскими перевозками на маршруте «Харьков-Старый Мерчик» знают. Поясняют – тут сменился перевозчик. Новая компания полностью обновила автопарк. Но вопрос с перевозкой льготников, надеются в управлении вскоре решиться.
Владимир Наконечный, начальник управления по вопросам развития транспортной инфраструктуры, торговли и финансовых ресурсов:
По моей информации документы поданы в Старомерчанскую селищну раду. Там заключат договор и эти вопросы устранятся.

Вопрос компенсации – один из самых болезненных. Тем более, что с подобной проблемой сталкиваются пенсионеры и на маршруте Дергачи-Харьков и на десятках других маршрутов города и области. Отказать в провозе льготнику не имеют права по закону, отмечает Владимир Наконечный. При этом сейчас компенсация не покрывает и 10-й части затрат на транспортировку. Покрыть издержки перевозчиков, хотя и не в полном размере, можно из казны местных советов. Средства тут высвободились благодаря децентрализации.
Владимир Наконечный, начальник управления по вопросам развития транспортной инфраструктуры, торговли и финансовых ресурсов:
Дорученням голови областної государственной адміністрації Юлией Александровной на селектороном совещании было дано доручення всем главам администраций провести соответствующую работу с органами місцевого самоврядування, в районных радах по возможности принять программы по компенсации перевозок льготного контингента. Во всех районах области эти программы приняты.

Полностью же решить эту проблему сможет лишь монетизация. В этом уверены как чиновники, так и экономисты. С одной стороны льготой будут пользоваться именно те, кому она положена. С другой – перевозчики не смогут манипулировать количеством пассажиров, за которых положена компенсация.
Сергей Беренда, экономист:
Бюджетные деньги, правильно ли этот человек льготу получил, либо же опять какая-то там коррупция возникает. И мы уже будет четко понимать, что мы на льготы потратили вот столько денег. В рыночной экономике ничего бесплатного не бывает.

Основной вопрос – как вести учет тех, кто будет нуждаться в такой льготе. Он, говорят в ХОГА, должен рассматриваться депутатами в октябре в рамках национальной транспортной стратегии.

Вместо льгот - звонкая монета. Поможет ли монетизация решить вопрос проезда льготников 7Вместо льгот - звонкая монета. Поможет ли монетизация решить вопрос проезда льготников 9

Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”

Ми використовуємо cookies! Добре Читати більше