Специальное расследование АТН: кто и как наживается на контрабандном бензине в Харькове?

Автор АТН

Это видео сняли гражданские активисты. В Харькове, на Салтовке, прямо на выезде из города. По их словам, из этих машин не один день велась незаконная торговля бензином, однако правоохранители на их неоднократные звонки никак не отреагировали.  
Денис Иванов, представитель антикоррупционной общ. организации:
 

Мы вызывали наряд 102, непосредственно писали, я лично, заявление в Киевский райотдел. Ездили, никаких действий не принимается не производится по факту пресечения данной торговли, незаконной торговли. Единственное, что сейчас они стали торговать не днем, а по вечерам. Возможно, это топливо является контрабандным из России, доход с одной такой точки составляет от 35 до 50 тысяч гривен в месяц.

Правоохранители оправдываются, на все сигналы о торговли бензином с рук они реагируют своевременно. И факты подобной незаконной торговли зарегистрированы не только на Салтовке, но и практически на всех выездах из города. Проблема в том, что чаще всего подобных торговцев можно наказать только административно. Уголовная отвественность наступает лишь в том случае, если удается обнаружить цех или склад. Только за последний год, по официальным данным, привлечено к админотвественности 75 человек, открыто 4 уголовных производства, изъято около 25 тонн топлива. Однако организаторы незаконного бизнеса не задержаны. И воснонвом потому, говорят  полицейские, что речь чаще всего идет не о крупных коррупционных схемах, а о мелком мошенничестве. Мол, дельцы просто покупают бензин на местных АЗС и разбавляют его.

Александр Сурмач, ст. инсп. Упр. превентивной деятельности полиции в Хар.обл.:
Я думаю, здесь больше внутренний, потому что дешевле скорее всего будет его изготовить, ну это мо мнение. Это скорее местные как-то делают примеси, этот продукт недоброкачественный и он вреден.

Однако те, кто покупают бензин с рук, на его качество не жалуются. Уверены, он хороший, хотя бы потому что российский.

Валерий, водитель:
Если бы мне предложили российский, я бы, допустим, его купил. Во-первых, он скажем чуть-чуть дешевле, я насколько знаю около по 17.50 – 18 гривен. Ну у него качество хорошее и цена.

Владимир, водитель:
Я считаю, что русский, что украинский бензин, значения никакого не имеет,  он одинаковый. Что тот, что тот.

Российский бензин имеет одно явное преимущество перед украинским – цену. Если на сегодняшний день, в Харькове 95 бензин на АЗС стоит около 19 гривен, то в Белгороде, переводя на украинскую валюту – около 13 гривен. То есть 6 гривен на каждом литре. И этот заработок с лихвой покрывает и транспортные расходы, и возможные откаты и взятки. Его перемещают как всеми видами автомобилей, вплоть до фур – последняя крупна партия была задержана четыре дня назад, когда злоумышленники пытались перевезти через границу 37 тонн топлива, – так и строят “серые” трубопроводы, рассказывают пограничники.

Александр Трохимец, ст. офицер Восточного Регионального Управления Госпогранслужбы Украины:

За допомогою гедеорадарів відслідковують повністю ділянку, знаходять, так як технічні характеристики дозволяють цим приладом знаходити пустоти. Навіть на різній глибині. Такий випадок, наприклад, на глибині 3 метрів було виявлено один з найбільших трубопроводів за всю історію Держприкордонслужби – це 7,5 км, які віикористовувалися для контрабанди паливно-мастильних матеріалів.

Однако самым распространенным способом контрабанды бензина остается перевозка его в расширенных бензобаках или полостях газового оборудования. Эта несложная, но незаконная и достаточно дорогая процедура позволяет увеличить объем бензобака от 50 до 500 литров, в зависимости от марки машины. Механики уверены, такой апгрейд автомобиля делают только те, кто решился на незаконный заработок.   

Михаил Иванов, автомеханик:
 
Стоимость этого бензобака около полторы тысячи его изготовить – это по форме автомобиля + установка в районе такой же суммы, ну какой смысл делать бак, чтобы просто было много бензина, тем более сейчас время такое, зправляются по 10-20 литров и всё. Это, мне кажется, только для заработка денег.

 
Работники приграничных пунктов уверяют, выявить такой самодельный бензовоз несложно, проблема заключается в другом,  у них нет законодательных оснований для изъятия такого груза.

Сергей Гриценко, нач упр. анализа рисков и противодействия правонарушений Таможенной ДФС в Хар. обл.:
Что касается перемещения в пунктах пропуска. В настоящее время законодательно не урегулирован порядок перемещения товаров в бензобаках, поэтому люди перемещают. Они не имеют права перемещать топливо, бензин, дизельное топливо, оно подакцизное в качестве товара, они могут, но там суровое налогообложение, поэтому практически таких фактов нет. У нас есть данные о перемещении в баках данного вида товара.

Таким образом, контрабандный бензин попадает в Харьковскую область практически бесприпятственно. По оперативным данным, именно перевозка бензина была одной из статей дохода клуба “Оплот”  и его руководителя Евгения Жилина, который сейчас находится на территории России и подозревается в финансировании терроризма. Отдельные участники “Оплота,” занимавшиеся в этой организации именно бензиновыми махинациями, по -настоящему обогатились на этом бизнесе еще до революции Достоинства . При этом Украину, по собственной информации АТН, они не покинули, и достоверно неизвестно продолжают ли пользоваться налаженными Жилиным каналами контрабанды, или нет. В милиции же уверяют, установить тех, кто организовал этот бизнес, практически невозможно.
Александр Сурмач, ст. инсп. Упр. превентивной деятельности полиции в Хар.обл.:
Те, кто с административные нарушения они говорят что покупают у неустановленного лица и они, конечно, это их заработок, они не хотят свою цепочку раскрывать.

При этом, по данным АТН, все эти цепочки строго контролируются отдельными гражданами, в том числе правоохранителями, которые вряд ли допустят в незаконные схемы посторонних, пусть и с очень большими бензобаками, считают активисты. Одним из тех, кто обещал сразу после революции Достоинства разобраться с торговцами незаконного бизнеса был замначальника городского управления Олег Матрос, но он сам попался на взятке. И как раз на следующей неделе начнется рассмотрение его дела в суде.

Специальное расследование АТН: кто и как наживается на контрабандном бензине в Харькове? 7Специальное расследование АТН: кто и как наживается на контрабандном бензине в Харькове? 9

Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”

Ми використовуємо cookies! Добре Читати більше