Прозрачный бюджет. Как можно справиться с нежеланием чиновников предоставлять конкретные данные

Автор АТН

Проект «Школа прозрачности бюджета» стартовал в августе прошлого года и продлился до марта нынешнего. Идея этого проекта – показать активным гражданам, как можно открыть местные бюджеты и получить необходимую информацию. Появилась она у активистов Гражданского объединения «Альтернатива», которые продолжительное время отслеживают местные траты в Песочине. Теперь же заняться денежным вопросом местных громад активситы предложили в других пригородах Харькова – Мерефе, Люботине, Дергачах. Основной упор, рассказывают идейные вдохновители и эксперты проекта, делался на практические знания, благодаря которым слушатели составили свой собственный пошаговый рецепт – как открыть бюджет. И среди инструментов – закон об открытой информации. Именно благодаря этим инструментам активисты и выявили ряд весьма интересных бюджетных трат.
Артем Фисун, эксперт:
Одна місцева селищна рада придбала освітлювальні прибори для вулиць і при цьому зібрала гроші з мешканців. Другий приклад, але ж знову, вони між собою не пересікаються. Одна селищна рада на одних моментах акцентує увагу інша на інших. Одна з селищних рад витратила близько 30 тисяч гривень за 3 місяці на канцелярію. Ну там скільки, 20 співробітників за 3 місяці – 30 тисяч гривень на канцелярію – це дуже багато.

Но эти поиски стоили активистам значительных усилий, ведь, несмотря на все заявления об открытости власти, вопросы финансовые до сих пор остаются покрытыми тайной. Так найти данные по бюджетам местных советов практически невозможно даже для человека посвященного. Также сложно найти решения сессий. Часто их просто нет, как и протоколов заседаний. Не используются местными чиновниками и нововведения, призванные упростить доступ к финансовой информации обычных граждан. Многие местные советы, говорят активисты, игнорируют закон о публичных средствах и не регистрируются на соответствующем портале.
Ирина Басова, слушатель школы:

У нас є кілька запитів щодо договорів і актів. Насправді якщо би правильно все працювало, будь яка людина зайшла би на сайт відкрила би договір, акт і побачила би що там і тоді би вирішували чи є в неї до цього питання чи немає. То на сьогодні більшість місцевих рад Харківської області усіх рівнів навіть не зареєструвалася на порталі. Чому така ситуація, тому що до першого липня у нас немає штрафів за порушення цих законів.

Отсутствие прозрачности денежных трат касается не только пригородов. Добиться от городских чиновников каких-либо конкретных данных практически невозможно, говорит депутат городского совет Игорь Черняк. И это касается не только обычных граждан. Депутаты в проекте бюджета, который получают на руки, видят лишь цифры и показатели. А вот более детальная информация оказывается вне зоны доступа. Наиболее ярким примером такой закрытости, по мнению Черняка, является вопрос с демонтажем постамента с обувью вождя пролетариата. Выделение на это дело депутатами миллиона 700 тысяч гривен наделало много шума. Вопрос, занимавший харьковчан, на что собираются потратить такие средства, решили прояснить депутаты от «Самопомочі». Ответ на депутатский запрос их несколько удивил. Оказывается документов, подтверждающих эту сумму у горсовета нет. Проектно-сметную документацию чиновники только заказали. Принятая сумма была составлена на основе предварительного плана работ, в который входят – демонтаж железобетонных конструкций, снятие облицовки, разработка и вывоз грунта и строительных отходов.
Игорь Черняк, депутат городского совета:
Те объемы, которые указаны в ответе городского совета, они очень сильно нас насторожили. Ну, к примеру, одну цифру можно было бы назвать, это разработка и вывоз грунта т других строительных отходов в размере 5 тысяч кубических метров. 5 тысяч кубических метров – это, на секундочку, 50 в длину, 10 в ширину и 10 в высоту. То есть это действительно очень большой объем. если перевести на понятное все измерение, то это 757 «Камазов» с отходами планируется вывезти с этого места.

После таких расчетов говорить о том, что сумма завышена, утверждает Игорь Черняк, явно не приходится. И ждать, что она изменится после составления проектно-сметной документации, не стоит. Таким образом, утверждает депутат, любая закрытость приводит к возможности злоупотребления.

Прозрачный бюджет. Как можно справиться с нежеланием чиновников предоставлять конкретные данные 7Прозрачный бюджет. Как можно справиться с нежеланием чиновников предоставлять конкретные данные 9

Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”

Ми використовуємо cookies! Добре Читати більше