Водительские права придется менять каждые 10 лет

Автор АТН

Кабмин обвел автолюбителей вокруг пальца при помощи простой комбинации в три хода. Отныне срок действия водительских удостоверений сокращается более чем вдвое для категорий А и В, и в 5 раз – для всех остальных. Менять действующие документы вроде как никого пока не заставляют. Но ведь ничто не помешало правительству одним росчерком пера изменить однажды принятое решение.
Новые образцы бланков документов, которые удостоверяют личность, в том числе водительских удостоверений, Кабмин утвердил 13 марта. Якобы на выполнение закона “О Едином государственном демографическом реестре”. И все бы ничего, если бы отдельной строкой не было вписано, что для управления транспортом категорий А и В срок действия удостоверений составляет 20 лет, категорий C, D, E – 10 лет со дня выдачи. Изменения никак не мотивируются, просто чиновникам так захотелось. Два года назад, 29 марта 2011 года, внедряя права со сроком действия в 50 лет, в МВД хотя бы пытались это как-то объяснить. Теперь об изменениях предпочитают вообще молчать.
Напомним, все началось с того, что в МВД прочитали Международную конвенцию о дорожном движении. Как это обычно бывает, выводы из документа чиновники сделали специфические. Якобы ограничение срока действия документов — требование Европы, и бессрочные права просто не будут признаваться за границей. И ничего, что конвенция эта 1968 года рождения. То есть 43 года никто и не заикался о недействительности наших прав.
Когда Анатолий Могилев, тогда еще занимавший пост главы МВД, впервые заговорил о “требованиях Европы”, действительно прозвучал 10-летний срок действия документов. Но автолюбители, сообразив, что каждые 10 лет им придется получать “корочку” заново со всеми вытекающими – стояние в очередях, взятка, официальный сбор – всерьез взбунтовались. Устраивали акции протеста, создавали искусственные пробки у зданий Кабмина и МВД. Против нововведения выступили многие народные депутаты, общественные деятели. Реального резона в постоянном переоформлении документов не увидел никто.
Когда стало ясно, что возмущение не утихает, а, наоборот, разгорается сильнее, министр дал задний ход. Было сказано, что инициатива лишь обсуждается. Тем не менее Верховная Рада приняла изменения, позволяющие добавить в удостоверения графу “срок действия”. В качестве компромисса, вместо 10 лет, решили выдавать права на 50. То есть – почти бессрочно.
“Мы вынуждены были неотложно вносить в Кабмин предложения об ограничении срока действия удостоверений. Дабы избежать того, что права гражданина, который получит удостоверения после 29 марта 2011 года, будут недействительны вне страны”, – оправдывался Могилев.
И почему-то никто не обратил внимания, что логики в словах министра было очень мало. К примеру, с какой стати права вдруг перестали бы признаваться в Европе? У них что, конвенция вдруг изменилась с 29 марта? К слову, в Германии до начала 2013 года тоже были бессрочные права. И ничего, никто немцев на дорогах не разворачивал, прав не отнимал.
Сегодня в Украине действуют семь видов водительских удостоверений. До 2014 года владельцы бумажных документов должны будут их поменять. Обладатели пластиковых, но бессрочных или со сроком действия в 50 лет, пока не должны выстраиваться в очереди за новыми “корочками”. Но надолго ли такое счастье? “Каждый министр, кто бы ни приходил, считал необходимым поменять номера на машинах и тем самым получить кубышку денег… Так и эта инициатива с новыми правами – прямой путь к усилению коррупции”, – уверен бывший нардеп Юрий Кармазин.
Но комбинация с заменой документов гораздо более масштабная, чем вопрос “кубышки денег”. Закон “О Едином государственном демографическом реестре” позволяет производителям бланков и всей цепочке причастных чиновников зарабатывать в 7 раз больше, чем раньше, на одних только внутренних паспортах. Всего-то и нужно было — сделать паспорт временным. Консорциум ЕДАПС, производящий бланки для биометрических документов и тех же водительских прав, обеспечил себе потрясающее будущее.
Каждые 10 лет более 40 миллионов украинцев должны будут получать новый паспорт — пластиковую карту с электронным носителем информации. Первый паспорт годовалому ребенку будут выдавать бесплатно, то есть за казенный счет, а дальше платить придется из своего кармана. Кстати, непонятно почему, ведь внутренний паспорт — собственность государства, а не гражданина. Но это не так уж важно для продавцов документов. Они свои деньги получат в любом случае. В прошлом году в Украине родилось 520 тыс. детей. Это 520 тыс. паспортов – 62,4 млн гривен. Еще столько же подростков достигнут в этом году 16-летнего возраста, это еще примерно 60 млн гривен. Плюс украинцы, которым надо менять паспорт в 25 и 45 лет. Их около 800 тысяч. Сотни миллионов гривен в год на одном только виде документа.
Если прошел фокус с паспортом, почему бы не повторить его с правами? 50 лет — слишком много и невыгодно. Большинство автолюбителей при таком раскладе получали бы удостоверение всего один раз. Складывается впечатление, что эти 50 лет ввели только для того, чтобы улеглась шумиха. И, похоже, ничто не помешает правительству в ближайшем будущем принять еще одно постановление, обязывающее водителей менять документ каждые 10 лет, как и паспорт.
“Ничего принципиально ужасного в правах со сроком действия нет, – считает президент Крымского клуба автолюбителей Олег Чиж. – С 19 января 2013 года весь Евросоюз перешел на права единого образца. Их тоже нужно будет менять каждые 10 лет. Но там исключен коррупционный элемент. И нет монополиста-производителя, способного пролоббировать в парламенте выгодное для себя решение”.
В Украине такой монополист есть, и его интересы просматриваются практически в каждом решении, касающемся документов. Итак, сегодня для замены водительских удостоверений старого образца нужно подать в регистрационно-экзаменационное подразделение ГАИ следующий пакет документов:
– паспорт или документ, его заменяющий;
– две цветные фотографии размером 3,5 х 4,5 см;
– экзаменационную карточку водителя;
– медицинскую справку установленного образца о пригодности к управлению транспортным средством соответствующей категории;
– квитанцию об уплате средств за бланковую продукцию и услуги ГАИ.
Использование материалов сайта возможно только при наличии активной открытой для поисковых систем гиперссылки: http://www.news24ua.com/voditelskie-prava-pridetsya-menyat-kazhdye-10-let

Источник: News24UA

Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”

Ми використовуємо cookies! Добре Читати більше