Конституционные изменения о децентрализации в Украине. Что означает и как это будет – эксперты

Автор АТН

Верховная Рада Украины в первом чтении приняла законопроект о децентрализации власти. Это решение поддержали 265 народных депутатов. Согласно законопроекта административно – территориальное устройство страны изменится и будет состоять из громад, районов и регионов. Города и села объединяются в громаду, а несколько громад будут образовывать район. Планируется также убрать из Конституции перечень названий всех областей страны. Что же касается местных государственных администраций, то их ликвидируют. Исполнительные органы местного самоуправления, согласно законопроекту, теперь будут подчиняться совету громады. У местной власти появится больше полномочий: именно громады будут определять ставки местных налогов и руководить коммунальными предприятиями. Таким образом, считают экономисты, регионы получат финансовую свободу.
Сергей Беренда, экономист:
Процентная часть от налогов она будет оставаться в местных бюджетах и соответственно местная громада сможет тратить эти деньги по своему усмотрению. Это означает, что мы будем больше понимать куда наши налоги тратятся и кто конкретно за них отвечает. Такая децентрализация или скажем так – свобода, она предполагает такую существенную деталь как создания инвестиционного регионального климата.

Появится и новая должность, префект – представитель исполнительной центральной власти. Назначать его будет лично президент. В обязанности префекта будет входить контроль за органами местного самоуправления. Кроме этого, институт префекта сохранит и полномочия облгосадминистраций. Именно в этом представители некоторых фракций, голосовавшие в первом чтении против изменений в Конституцию по децентрализации власти, видят угрозу – и считают, что такое объединение полномочий недопустимо, ведь теряется контроль парламента, как демократического института. Зампредседателя Верховной Рады Оксана Сыроид считает – для децентрализации достаточно внести изменения в существующие законы, не меняя Конституции. Вариант, предложенный администрацией, никакого отношения к столь необходимым процессам не имеет. Скорее наоборот, речь идет о централизации и усилении роли президента на местах. И в первую очередь это касается должности префекта.
Оксана Сыроид, зам. председателя ВР:
Нас сьогодні пропонується система – це не адміністративний нагляд, а каральний нагляд, коли фактично створюється ще одна правоохоронна функція. Тобто прокуратури, СБУ і міліції нам не достатньо, щоб переслідувати сепаратистів, нам ще треба, щоб ще адміністрація президента переслідувала сепаратистів.

То, что вариант административной децентрализации, взятый за основу и предполагающий наличие промежуточной структуры, представляющей волю президента на местах, несет определенную угрозу, у политологов мнения на этот счет разделились. Одни уверены, что префектам предоставляется слишком много полномочий, а потому нивелировать опасные моменты можно просто проведя судебную реформу, другие считают – и хотя документ “о внесении изменений в Конституцию Украины по децентрализации власти” еще нуждается в уточнении, детализации и конкретизации, сама идея децентрализации действительно необходима.
Валерий Дудко, политолог:
Говорить о введении должности префекта, полномочия которого на сегодняшний день фактически не прописаны, а он на протяжении 2-х лет будет исполнять обязанности, как глава областной администрации, плюс ко всему у него еще появляются полномочия префекта, то есть прокурорского надзора за органами местного самоуправления, что является несовместимым. Это феодализм.

Галина Куц, политолог:
Це несе загрозу певної феодалізації, коли префект може стати таким місцевим феодалом, якому підпорядковуються всі – і суди, і міліція, і людина може стати безправною.

Игорь Полищук, политолог:
Сама по себе идея абсолютно правильная. Я бы назвал это действительно лучше “урядником”, а не “префектом”, но должен быть представитель власти, который будет осуществлять наглядові функции. То есть вот его задача недопустить сепаратизма, каких-то антигосударственных решений, которые возможно, особенно вот в такой ситуации, которая сейчас в Украине. Поэтому как такое всевидящее око государства – это абсолютно правильный момент.

Эксперты Конституционного права под сомнение ставят также документ “о внесении изменений в Конституцию Украины по децентрализации власти” в том виде в котором он есть сейчас.
Всеволод Речицкий, эксперт, член Конституционной Ассамблеи:
Коли це поставили на голосування, то я відразу підняв руку “проти”. Що значить бути “проти”? – я вважаю, що децентралізація в тому вигляді в якому вона проведена, теоретично в тексті, вона є абсолютно недостатньою для України. Україна вже давно дозріла до децентралізації на державному рівні, я не маю наувазі федералізацію, я кажу про верхню палату парламенту і про представництво регіонів.

Что же касается децентрализации на Донбассе, то изменения в Конституцию не предполагают особого статуса на этих территориях. Так в проекте идет речь об особенном порядке самоуправления, которые определяются отдельным законом. Такая норма, говорят политологи, соответствует минским соглашениям. Тем не менее, пока на востоке страны идут боевые действия, уверены эксперты, ни о каком действии этого закона не может быть и речи.
Игорь Полищук, политолог:
Почему в Конституции закрепили в переходных положениях, потому что на этом настаивали наши западные партнеры, это вынужденная мера. И никто не говорит, что она вступит в действие. Не надо этого бояться, то есть нам нужно остановить кровопролитие, заморозить хотя бы этот конфликт.

Теперь для того, чтобы принять эти имения в Конституцию во втором чтении, должно проголосовать 300 народных депутатов.

 
 
 

Конституционные изменения о децентрализации в Украине. Что означает и как это будет – эксперты 7Конституционные изменения о децентрализации в Украине. Что означает и как это будет – эксперты 9

Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”

Ми використовуємо cookies! Добре Читати більше