Десятки машин с “гребешками” у ДК ХЭМЗ, и столько же автомобилистов в зале – таксисты восьми служб города и области обсуждали как достучаться до правительства. Первая претензия к властям – закон, принятый в первом чтении в Верховном совете. Если его утвердят окончательно, в такси вновь вернутся к кассовые аппараты, потребуется госрегистрация автомобилей, медицинские проверки до и после каждого рейса, нельзя будет подсаживать пассажиров на улице. Водители убеждены, что это убьет их бизнес. Но ещё раньше, считают таксисты, машины встанут из-за подорожания топлива. Сжиженный газ, на котором ездит большинство автомобилей, на харьковских заправках за несколько недель подорожал в двое. Сегодня он стоил 3 гривны 15 копеек.
Василий Попик, председатель Всеукраинского профсоюза таксистов.
“ Составляющая топлива в тарифе большая. Таксист поднять тариф выше не может – у него не будет клиентов, а возить по тем тарифам, по которым он возил – это заправлять машину из собственного кармана.”
Из-за повышения цен на газ поднялась стоимость проезда и во многих харьковских маршрутках, поднимают цену и таксисты-частники. По новым ценам согласны ездить не все – число клиентов такси за неполный месяц уменьшилось на треть. Единственный выход, по мнению перевозчиков, государственная компенсация за подорожание горючего или снижение цен на на газ. Местные власти говорят, что это невозможно: спрос на голубое топливо растёт, а добывать его становится всё дороже.
Василий Безъязычный, начальник обл. управления ТЭК
“ В связи с чем подорожал? Стоимость сырья приводят в соответствии. Даже Нефтегаз Украины Ильченко говорил, себестоимость выработки газа и нефти она сейчас повышается, у нас не хватает денег на разведку новых месторождений.”
А вот по мнению работников газовых заправок причина скачка цен более проста и очевидна – сговор. В Украине, тем более в Харьковской области, по оценкам специалистов, хватает и своего газа. Однако все заводы перестали поставлять его на внутренний рынок.
Василий Тишенинов, специалист по реализации сжиженного газа
“ Одна из самых главных причин – это дефицит, дефицит, я считаю, создан искусственно. Этого сжиженного газа вполне могло хватить, но легче получить прибыль, продав этот сжиженный газ за границу.”
По данным харьковских реализаторов, большая часть украинского, и в том числе харьковского сжиженного газа уходит в Польшу. Выгода очевидна – даже продавая газ по тем же ценам, что и внутри страны, производители выигрывают на возврате НДС. В итоге в Харькове, как и по всей Украине, дефицит газа. При этом ни антимонопольный комитет, ни правительство в этот процесс пока не вмешиваются. Таксисты же готовы перейти к активным действиям.
Василий Попик, председатель Всеукраинского профсоюза таксистов.
“ Будет акция, которую Украина ещё не видела и не знала – если государство не остановит цены на топливо, то мы остановим государство.”
Нарушать закон таксисты не намерены, но обещают, что у них есть возможности парализовать движение на всех дорогах Украины в определённый час. Тем более, что помочь с этим уже пообещали дальнобойщики.
Марина Николаева, Аркадий Шовский, Агентство Телевидения Новости.