Качановская исправительная колония. Отсюда на свободу выходят первые амнистированные в Харьковской области. 24 женщины, отбывавшие заключение, уже сегодня-завтра вернутся домой.
Долгожданный момент наступает в 10 часов утра. Двери КПП открываются, и уже бывшие заключенные покидают стены, обнесенные колючей проволокой.
Встречают далеко не всех, в основном, тех, кто живет в Харькове или области. Остальных повезут на вокзал. Билеты, документы, деньги на дорогу – всё это амнистированные получат. Впрочем, главным приобретением многие женщины все-таки считают профессиональные навыки, которые приобрели в местах не столь отдаленных.
Валерия Ерофеева, амнистированная
“Я стала швеей. Пробыла здесь 11 месяцев. Планирую заниматься тем, чему здесь научилась.”
В первые минуты за воротами колонии женщины разделились на две группы – одни скрывают не только чувства, но и лицо, других эмоции просто переполняют.
Ирина Билоткач, амнистированная
“Когда человек находится здесь, его лишают семьи, всего. И это большое несчастье. Но когда ты выходишь на свободу, ты чувствуешь себя человеком здесь, потому что по ту сторону нет такой связи…чтобы быть с родными, близкими, друзьями. Вообще я оптимист по натуре и считаю, что все будет хорошо.”
Впрочем, практика показывает, что среди амнистированных далеко не все оптимисты. Есть и те кто отказывается покидать колонию. И в этом определенный расчет.
Ирина Яковец, нач. отдела по контролю за исполнением судебных решений УИН в Харьковской обл.
“В основном, отказываются те, у кого в ближайшее время заканчивается срок наказания, либо которые точно знают, что они заслужили условное досрочное освобождение. Дело в том, что амнистия применяется один раз в 10 лет, и осужденные на всякий случай, если вдруг они в будущем попадут в места лишения свободы, то 10 лет амнистия на них не будет распространяться.”
Специалисты считают, что освобождение части заключенных на общем уровне преступности не скажется. После предыдущей амнистии в тюрьмы вернулось не более 1 процента получивших свободу. А еще специалисты исключают возможность вспышки туберкулеза – самого распространенного заболевания среди обитателей колоний. Контроль за такими больными – повышенный.
“По амнистии вот этой выходит больных туберкулезом порядка двух десятков человек, они будут сразу препровождены и поставлены на учет в соответствующие лечебные учреждения.”
Уже вскоре многим амнистированным придется решать проблемы трудоустройства, жилья, социальной адаптации. Законы, помогающие решить часть этих вопросов, есть, но многое придется делать самим. Впрочем, это будет потом. Сегодня эти люди счастливы, потому что наконец-то вдохнули воздух свободы.
Виктор Шаправский