Сегодня с утра на месте авиакатастрофы работали следователи и спасатели. Активная часть операции по извлечению фрагментов самолёта из озера началась без четверти девять. Сначала бойцы МЧС на лодках, вручную вытаскивали небольшие детали. Затем, с помощью кранов поднимали крупные части самолёта. Самописцы и тело погибшего лётчика искал водолаз.
Игорь Лупандин, помощник начальника ГУ МЧС Украины в Харьковской области
“ На сегодняшний день ведутся поисковые работы, работает госкомиссия, задействована техника МЧС, личный состав МЧС, органы внутренних дел, водолазная служба, сейчас в данный момент извлекаются из водоёма фрагменты самолёта.”
По предварительным данным, над Основой потерпел крушение маломестный самолёт “Хаукер Сидли -125.” Он был зарегистрирован в Арубе, небольшом островном государстве Карибского бассейна. Самолёт направлялся из московского аэропорта “Шереметьево -1” в Харьков, откуда чартерным рейсом должен был перевезти украинских туристов во Францию. Следователи предполагают, что на борту находился только российский экипаж – 2 пилота и стюардесса. Все они погибли. По неофициальной информации, у одного из пилотов были родственники в Харькове и он успел позвонить и сообщить, что падает. В 14 минут одиннадцатого при заходе на посадку самолёт не дотянул трёх километров до аэропорта и рухнул на берегу озера. Куски корпуса от машины разлетелись на много метров – только чудом лётчикам удалось отвести самолёт от домов. Любовь Доменко – хозяйка огорода, на который упал самолёт. Во время катастрофы она была дома.
Любовь Доменко
“ Я в кухні, як зареве самолёт і тут же страшенний взрив, і вся земля задвехтіла, вся земля задвехтіла понімаєте як це!!!Я й сіла – думаю то петарди, віскакую а тут все горить, горить – ну не те слово.”
Почти все жители улицы Озёрной были свидетелями авиакатастрофы. По их словам, у них сложилось впечатление, что у самолёта ещё в воздухе возникли проблемы с двигателем – он неуверено заходил на посадку, а не долетев до озера зацепился за деревья. Некоторые очевидцы утверждают, что первый взрыв был ещё в воздухе.
Александр Сарабаховский
“ Стояли вон там за воротами, когда из-за леса появился самолёт – он как немножко наклонился и это было буквально мгновение, и потом только услышали взрыв.”
Вера Алексеенко
“ Тоді чую гул такий сильний и взрыв – тоди пламя таке сильне и дым потом и всё. Ми сразу прибигли вси – там дом горив, не дом – огород горив, и груша горила.”
Сразу же на место катастрофы прибыли бригады МЧС, за ними – милиция. Они оцепили место происшествия, начали осмотр.
Валерий Лютый зам. начальника областного управления милиции
“ В районе частного сектора самолёт зацепил часть берёзы, зацепил линию электропередач, частный забор, ударился об землю и после этого фюзеляж разлетелся и после этого останки полетели сюда в озеро.”
В тот же день были найдены тела стюардессы и одного из пилотов. На месте авиакатастрофы допоздна работала следственная группа, в которую вошли работники милиции, МЧС, прокуратуры, СБУ, специалисты гражданской авиации. С утра к ним присоединились их российские коллеги, начался подъём фрагментов самолёта из воды. К трём часам дня было найдено тело второго пилота. Пока нет информации о том, найдены ли чёрные ящики. Как нет официальной информации и о возможных причинах аварии. Предполагают, что могли возникнуть проблемы с двигателем или произошла разгерметизация кабины. Не исключается версия и о возможном взрыве внутри самолета. На месте продолжает работать следственная группа.
Марина Николаева, Аркадий Шовский, Алексей Жучков, Агентство Телевидения Новости.
***
Российская комиссия, которая работала сегодня на месте авиакатастрофы, фактически оккупировала украинскую территорию и насильно заставила всех присутствующих работать по своим законам и командам. Нарушать законы им помогали представители украинской милиции.
В нарушение закона о телевидении и радиовещании съёмочные группы сразу нескольких телекомпаний не были допущены на место катастрофы. Только через несколько часов после аварии, журналистам разрешили зайти за милицейский кордон. Сегодня утром на месте событий появились представители Москвы и Киева – давление на прессу только усилилось. Ссылаясь на требование приехавших россиян, милиционеры ещё дальше отодвинули линию кордона. Журналистов и фотографов, которые пытались хоть издалека снять происходящее, отталкивали от берега. При этом представиться работники милиции отказались, равно, как и объяснить своё поведение. Представители комиссии не только не захотели общаться с прессой, но позволили себе грубые выкрики в адрес фотографов и операторов, требуя прекратить съёмку. Во второй половине дня, когда операция по извлечению самолёта вошла в наиболее активную стадию, москвичи запретили даже оперативную съёмку МЧС. Нарушение украинских законов российской коллегией, а также представителями местных правоохранительных структур, их явное желание скрыть происходящее привело к появлению сразу нескольких версий по поводу настоящего назначения рейса Шереметьево-Харьков. Было замечено, что в первые часы после аварии милиционеры активно занялись сбором разбросанных на месте катастрофы документов и бумаг, которые могли иметь отношение к самолёту. Очевидцы предполагают, что на самолёте мог находиться какой-то незаконный груз – контрабанда валюты, наркотиков, есть предположения и о каком-то радиоактивном грузе. Речь также может идти и о секретной документации и секретной аппаратуре спецназначения, которая может иметь отношение к российскому МИнЧС. Какая из этих версий имеет право на существование пока не ясно, так как прессе незаконно ограничили доступ к информации.
Марина Николаева, Александра Индюхова, Алексей Жучков, Аркадий Шовский, Агентство Телевидения Новости.
***
Потерпевший аварию самолёт “Хоукер -Сидли – 125” является машиной английского производства. Такие летательные аппараты долгое время были достаточно популярны на чартерных рейсах и рейсах бизнес-класса.
Двухмоторный самолет Хоукер – самый распространенный самолет этого класса. Он может перевозить до восьми пассажиров. Экипаж – три человека. Максимальная скорость – 805 километров в час, крейсерская – 760 километров в час. Дальность полета – 2500 километров. Возможной причиной катастрофы могла стать и изношенность машины. Эксперты предполагают, что этот самолёт мог быть моделью образца 1962 года. Англичане давно сняли эту машину с производства, крупные коммерческие поставки были закончены ещё в восьмидесятых годах.
***
Крупные авиакатастрофы на территории Харьковской области происходили ещё в прошлом веке. В 1933 и 1944 при испытательных полётах упали 2 самолёта. Причём в первом случае разбился единственный в своём роде самолет-гигант «Калинин К-7». 15 человек экипажа погибли. 18 мая 1972 года под Харьковом разбился пассажирский самолёт Ан-10А совершавший рейс Москва – Харьков. При подлёте к Харькову загорелся двигатель, в результате чего разрушилось крыло и самолёт упал. Среди 122 погибших был и Виктор Чистяков – один из самых талантливых советских пародистов. На самолёте должны были лететь Владимир Кауфман и Лев Лещенко, но они задержались в Москве. На аэродроме в Коротичах произошло несколько авиакатастроф.
Сначала на авиационном празднике в 98-ом году разбился экипаж учебно-тренировочного самолета Як-18T. Погибли 4 человека. А в августе 2004 вновь перед началом авиационного праздника на уникальном ПО-2 разбился пилот, ветеран авиации Евгений ПрОзоров. В Черкасской Лозовой, двумя годами раньше также погиб человек и пострадал пилот двухместного мотодельтаплана. Самые громкие харьковские катастрофы произошли не на харьковской земле. Три года назад, 23 декабря в иранском городе Исфахан потерпел крушение самолёт харьковского производства АН-140. Погибли 44 человека, среди которых 29 харьковчан. Большинство из них – руководители и специалисты Харьковского авиазавода, представители других авиапредприятий России и Украины. А ровно три года спустя, 23 декабря прошлого года, такой же самолёт разбился в Айзербаджане.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”