Битум для ремонта харьковских дорог, заказанный чиновниками ХОГА, вошел в топ-10 по дороговизне

В топ-10 по дороговизне, по данным издания “Наши деньги” со ссылкой на “Вестник госзакупок” вошло приобретение битума для ремонта харьковских дорог. На закупку материала облавтодор решил потратить 116 миллионов бюджетных средств. Пока, объясняют в организации, это планируемые затраты: они готовы оплатить только половину; остальное финансирование согласовывается с Киевом. Но если пересмотреть свободные предложения о продаже битума тех самых марок, становится понятно – за эти деньги дорожники могли бы купить всю необходимую партию. Ведь по розничной цене стоимость материала колеблется от 2,5 до почти 4 тыс.грн за тонну. Вся годовая потребность облавтодора – 20 тысяч тонн – будет стоить, по крайней мере, на треть меньше, чем должен бюджет победителю торгов – фирме “Реал-НЛП.” Но должностные лица облгосадминистрации ничего удивительного в таком обязательстве не видят. Мол, цена вполне приемлема, а относительно того, что руководитель фирмы-победителя, опять же – по данным издания “Наши деньги,” – коммерческий партнер семьи Добкиных Олег Гуревич – так это на результаты торгов никак не повлияло.

Валентин Дулуб, заместитель губернатора: «Предприятие выиграло тендер. Если что-то там не так – это одно дело. Тут надо разбираться правоохранительным органам. Если оно выиграло честно, в конкурсной борьбе со всеми участниками, как это бывало во всех наших торгах, то кому и зачем нужно выяснять кто там учредитель?».

По словам юриста Руслана Шерстюка, который имеет достаточный опыт в торгах, в этой процедуре немало подводных камней. Он говорит, по крайней мере, 20 процентов фирм, приходящих на конкурс, обходят закон. Первые из них преднамеренно демпингуют, чтобы остаться конкурсантом и путем срыва поставок навязать свои более высокие цены и условия. Вторые добиваются того же путем написания многочисленных жалоб, ведь в тендерном законодательстве, которое и сейчас находится в процессе трансформации, ошибка в процедуре торгов – почти обычное дело. Относительно появления сразу завышенных цен, так это, уверен юрист, не может произойти без прямого нарушения закона, сговора между должностными лицами.

Руслан Шерстюк, юрист: «На законных основаниях это сделать практически невозможно. Любая проверка, которая приходит на предприятие, выявляет, что сумма, например, в прошлые года была меньше, а теперь, каким-то образом не учитывая индекс инфляции, не учитывая повышение цен или сезонные колебания, больше. В этом случае фирма, без явного нарушения законодательства, фирма не может заложить в план завышенную сумму».

Но должностные лица, объясняет юрист Василий Белоус, нередко проводят торги только для одного участника. Объясняя это тем, что бюджетные деньги то ли нужно потратить на уникальную продукцию, то ли для проведения конкурсной процедуры мало времени. И то, и другое разрешает Закон. Кроме этого, говорит эксперт, чиновники нередко так прописывают тендерные условия, что их выполнить может лишь конкретная фирма, которая уже пообещала вознаграждение за выигрыш.

Василий Белоус, кандидат юридических наук: «В спілкуванні з харківськими бізнесменами ви можете почути, що на місцевому рівні відкати становлять до 15 відсотків від того договору, що укладається на поставку товарів. Те, що до відповідальності притягають відбірково – це основна вада сьогодняшної правозастосовчої діяльності».

Уголовный кодекс Украины, говорит Белоус, предполагает строгое наказание за служебные злоупотребления, но про это правоохранители вспоминают лишь тогда, когда власть имущие переходят в состояние оппозиционеров. При этом ни в приобретении лавок для метро, каждая из которых стоит как новенький автомобиль, ни в аренде самих машин представительского класса, которые, по данным сайта госзакупок, так необходимы чиновникам горисполкома и на них они тратят сотни бюджетных средств, прокуратура ничего противозаконного не видит. Между тем чиновники объясняют: представительский класс и завышенная цена лавок – это всё ошибки сайта госзакупок, они тратят деньги на обычные потребности.

Татьяна Таукешева, нач. гор. департамента бюджета: «Это далеко не представительские автомобили. А то, что у людей представительские автомобили, то у людей собственные, и бюджет за них ничего не платит».

Но как госслужащие зарабатывают на такие машины, также остается тайной. Несмотря на все обещания, депутаты не принимают закон, который бы обязывал должностные лица декларировать не только прибыль, но и затраты, и не только личные, но и ближайших родственников. К тому же Министерство соцполитики, по данным “Зеркала недели”, уже готовит обещанный законопроект относительно легализации зарплаты и рабочих мест. Он предусматривает введение уголовной ответственности за выплату зарплаты в конвертах. Губернатор Михаил Добкин – а это его коммерческий партнер, по данным СМИ, выиграл битумный тендер – также уверен – именно зарплата в конвертах и мешает экономическому развитию Украины.

Михаил Добкин, губернатор: «Главная гиря на ноге Украины все 20 лет – это тотальная коррупция. Общества, не власти. Или не только власти. Общества. Потому что взятки дают все и всем, потому что налоги не платят те, кто может себе этого позволить. А те, кто получают зарплату в конверте, вы меня извините, чем они лучше того, кто ее платит?! Ведь он же понимает, что ему так больше достанется, и на руку получит больше. И он уходит и молчит с этой зарплатой, а потом говорит – дайте дорогу, дайте ремонт дома, дайте хорошую жизнь. А откуда ж ее взять?».

Если новый закон будет рассмотрен и принят в предложенном виде, за выплату зарплаты в конвертах можно сесть на 5 лет, а госинспекторы труда будут вправе беспрепятственно и в любое время проводить проверки.

Get the Flash Player to see this player.

var s1 = new SWFObject(“mediaplayer.swf”,”mediaplayer”,”560″,”420″,”7″);
s1.addParam(“allowfullscreen”,”true”);
s1.addVariable(“width”,”560″);
s1.addVariable(“height”,”420″);
s1.addVariable(“file”,”video/news/11_04_04_Bitum.FLV”);
s1.write(“container”);

Марина Николаева

Ми використовуємо cookies! Читати більше