Дата недели

Если порыться в архивах литературного музея, то можно найти около двадцати пишущих экспонатов. Карандаши, перьевые и капиллярные, автоматические и шариковые ручки. Что-то оказалось в музее из-за возраста – почти всем им далеко за шестьдесят, что-то из-за своих внушительных размеров. На уникальные экспонаты внимания сразу и не обратишь – вот этой авторучкой писал свои юморески Остап Вишня, эту всю войну проносил в кармане Олесь Донченко. Она даже погнулась со временем. А эта палочка – часть перьевой ручки классика украинской поэзии Павла Тычины. Кстати, ручки – это вообще особая страница в истории советского народа. Они были не просто приспособлением письма, а способом воспитания дисциплины. Перед учительницей Галиной Андриенко прошла вся эволюция школьных ручек. В войну она сама ходила в школу – писала перьями и деревянными палочками. А с пятидесятых до девяностых преподавала в младших классах. Главным учебным достижением послевоенной страны стало то, что у деревянных палочек появились прикрепленные железные наконечники – это и были перьевые ручки. У всех учеников они были одинаковые – округлой формы, выкрашенные в один цвет.

Галина Андриенко, учитель начальных классов

“ Ручка была на то время удобная, хорошая мы другой не знали – нам она была удобной. Но детям было нелегко с чернилами, чернила надо было с собой носить, они разливались, пачкались, кляксы… Вот откуда кляксы! Сейчас кляксу не поставишь, а тогда ставили.”

На замену ручке перьевой пришла автоматическая. Макать перо в чернильницу уже не было необходимости – чернила заливались внутрь с помощью пипетки. Потом появились шариковые. Правда, отечественная промышленность забыла наладить выпуск ампул, и заправлять такие ручки приходилось в особых пунктах, например в районе улицы Свердлова. В школу достижения техники пришли не скоро – долгое время здесь оставались перьевые ручки. На уроках каллиграфии дети по нескольку лет вырабатывали почерк – чертили линии простые, волосяные, с нажимом.

Галина Андриенко, учитель начальных классов

“ Где-то в шестидесятых каком-то году появились шариковые ручки, но в школе все равно ими еще не писали, считали мы, что ручка эта почерк ребенка портит. И ею не выработаешь такой почерк ими же все одинаково, линии все одинаковы – и вверх, и вниз как ведешь – все одно получается.”

Позже школьные требования перешли от типов ручек к цвету паст – разрешали только фиолетовую, в крайнем случае синюю. Другие цвета не допускало министерство здравоохранения, так оберегали зрение учеников. До девяностых регулировалась и толщина ручки, которая должна была спокойно помещаться между пальцев семилетнего ребенка. В последние годы в школах никакой пишущей дисциплины – чаще всего дети пишут чем хотят, хоть сувенирными ручками. Иногда у детей, и у взрослых ручка – это способ выделиться, символ престижа. Самые престижные Ватерман и Паркер. Подешевле – экземпляры стоимостью до полутысячи покупают обычно в подарок, дороже – исключительно для себя любимых. Самые дорогие элитные ручки, представленные в харьковских магазинах, доходят в цене до двух тысяч гривен – это эксклюзивные модели, вручную покрытые лаком. Паркеры есть и дороже, стоимостью в несколько десятков тысяч, инкрустированные драгоценными камнями. Нет только ручек с золотым пером, это только название. Ведь золото настолько деформируется, что писать им невозможно. Но на них в городе пока даже спроса нет. Зато есть мода на дорогие ручки.

Елена Бондаренко, старший продавец

“ Сейчас модные более округлые, более обтекаемые модели – если в прошлом сезоне были угловатые модели, то в этом обтекаемые. Если человек много пишет, долго то, лучше писать перьевой ручкой.”

А для ленивых, чтоб не заправлять чернила, паркеровкая ампула. Она пишет семь километров.

Марина Николаева, Владимир Борох, Аркадий Шовский, Агентство Телевидения Новости.

Ми використовуємо cookies! Читати більше