Если мы действительно хотим навести порядок в стране, полумерами не обойтись. Полномочия местных общин должны быть полными и исключительными. Только так местная власть будет в состоянии наладить жизнь людей в своем населенном пункте. У местного самоуправления – территориальной общины того же Харькова – должна быть полная свобода действий для реализации собственных инициатив по любым вопросам: мы должны сами решать, какую дорогу отремонтировать, какой детский садик построить, где выполнить ремонт входной группы, в каком парке провести освещение…
Когда полномочия будут переданы на места, начнет нормально развиваться гражданское общество и украинский гражданин. Каждый сегодня в местном самоуправлении хочет жить в перспективных громадах, при этом нельзя путать децентрализацию с административно-территориальной реформой: когда территориальное устройство изменяется, а полномочия не передаются.
Вариант – часть дали, часть не дали – не пройдет. Центральная власть должна решать глобальные задачи, местная – местные.
По таким стандартам сегодня живут и развиваются все страны Европы. По такому сценарию вышли из кризиса Польша, Словения и многие другие государства. Скажу больше – в той же Франции, например, местные власти даже определяют пенсионную политику! Ведь качество жизни в каждом регионе разное, и на месте виднее, хватает пенсионеру его пенсии на основные нужды, или ему требуется больше поддержки…
Думаю, все согласятся, что основные базисы внедрения и развития местного самоуправления давным – давно прописаны в Европейской хартии. Нам не нужно изобретать велосипед. Нужно брать и пользоваться опробованным успешным опытом.
То же самое касается и губернаторов. После того, как новая Конституция вступит в силу, будут ликвидированы местные государственные администрации, а председателей областных и районных администраций уволят. Изменения к Основному Закону предусматривают, что часть полномочий, которые сегодня реализуют местные администрации, будет передана местным органам самоуправления – не назначаемым, а избираемым громадой представителям народа, тем депутатам, которых избрало население соответствующей территориальной громады! А оставшиеся полномочия будут переданы префектам, которые должны будут контролировать деятельность органов местного самоуправления на соответствие законодательству Украины и обеспечивать реализацию государственных программ.
А в идеале, конечно, Украина должна перейти к двухпалатному парламенту, в котором палата региональных представителей получит право утверждать или ветировать законодательные инициативы палаты представителей политических партий. Эта западная практика показывает, что двойной контроль необходим для развития территорий и граждан.
В итоге – создание и поддержка полноценной жизненной среды для граждан, предоставление высококачественных и доступных публичных услуг, внедрение институтов прямого народовластия, удовлетворение интересов граждан во всех сферах жизнедеятельности на соответствующей территории, согласованность интересов государства и территориальных громад.
В странах Европы пошли по пути максимальной передачи полномочий на места. И сегодня, уверен, демократичность политического режима определяется именно широтой и глубиной предоставленных органам местного самоуправления как властных, так и финансовых полномочий. Жаль делиться – значит, не созрели до настоящей демократии…