За последние годы Верховная Рада напринимала такие изменения к действующему законодательству, которые совсем не соответствуют Конституции и создают дисбаланс между ветвями власти в пользу президента, отмечают оппозиционеры. Юристы же насчитали в Конституции более двухсот ошибок, которые годами никто не исправляет, занимаясь только перераспределением полномочий.
Государственные флаги вместе с партийными, красные гвоздики в руках губернатора, очередь чиновников к памятнику поэту Тарасу Шевченко. Все это – в честь принятия основного закона. В Харькове праздник украинской Конституции праздновали на день раньше. Большинство прохожих на официальное празднование внимания не обращает. Говорят, что это не праздник. Многие даже текст Конституции в глаза не видели, потому что нет смысла.
Роман, ученик:
«Не знаю, даже я ее так…
– Не читали?
– Нет»
Татьяна, сотрудница гостиничного бизнеса:
«Конституция… Вы знаете, в нашем государстве все так пространственно, я бы не сказала, что нам что-то гарантирует. И я не знаю как для остальных, а для нас это и не такой уж и праздник»
Семен Губницкий, академик шахматного искусства:
«Что бы не было записано на бумаге, существенно то, как обеспечивает государство эти гарантии, а оно в своей основной массе не обеспечивает, поэтому и говорить здесь не о чем»
Украинскую Конституцию парламент принял 28 июня 1996 года. Основной закон страны должен был закрепить права граждан, выстроить систему государственной власти, государственности и верховенства права в Украине. Но главная проблема украинской Конституции, соглашаются с харьковчанами эксперты, что, по большому счету, она так и осталась декларативным документом. Ведь после принятия основного закона депутаты должны работать над следующими законопроектами чтобы гармонизировать взаимоотношения между различными ветвями власти, обеспечить беспристрастность судебной власти. Вместо этого в 2004 и 2011 годах принимались поправки, которые специалисты считают чисто политическими.
Юлия Биденко, политолог:
«На самом деле в 2004 году возникла необходимость уменьшить полномочия Президента чем структурно изменить институт власти, потому что ни политические партии, ни отдельные политики не были готовы брать на себя такую ответственность ни по формированию кабинета министров. У нас фактически не было консенсуса демократии для того, чтобы переходить к парламентской республике, поэтому реверс 2011 года возвращение конституции формата 96-года был вполне логичным и оправданным, особенно с точки зрения изменения политических раскладов в стране»
Федор Вениславский, эксперт по Конституционному праву:
«Это был своеобразный консенсус между основными игроками президентской гонки. Но тем не менее изменения, многие из них, они были направлены на то, чтобы усовершенствовать те коллизии и проблемы, которые были в действующей Конституции 96 года. В частности, был урегулирован очень хорошо вопрос, связанный с Президентским вето. После отмены Конституционным судом этой реформы вернулись все старые проблемы, противоречия и неопределенности, которые существуют в данной Конституции. И в 96, и сейчас непонятна роль Президента в действующем механизме. Хоть он и глава государства, он ни за что не отвечает, а имеет колоссальные полномочия»
Специалисты насчитывают около 200 ошибок в украинской Конституции, которые позволяют по-разному трактовать ее нормы и существовать различным юридическим коллизиям. Несмотря на эти ошибки, одни разделы документа еще как-то работают, но есть и другие, которые остаются только на бумаге.
Федор Вениславский, эксперт по Конституционному праву:
«Те части Конституции, которые связаны с властью, они действуют, но тормозятся противоречиями, незавершенностью регулирования и внутренними коллизиями, между теми или иными нормами. Ну а больше всего невыполнения связаны с разделом вторым, который закрепляет права и свободы человека, гражданина»
При этом, констатируют эксперты, в Украине не только не выполняются социальные и трудовые гарантии, которые зависят от экономического уровня страны, но и гражданские, такие как право быть не замученным, право на справедливый суд, свободу слова и свободу собраний, которые являются неотъемлемыми для общеевропейского законодательства. Вот и доказывают их с помощью Европейского суда.
Евгений Захаров, правозащитник:
«С четвертой попытки нам удалось добиться исполнения решений Европейского суда о нарушении права хранить молчание. В украинской Конституции это статья 62 – не свидетельствовать против себя и своих близких. Это право нарушается ежеминутно, в райотделах например, когда вымогают признание в совершении преступлений»
Изменить главный закон на лучший назначена вновь созданная конституционная ассамблея при президенте Украины. В ее состав вошло немало известных ученых, в частности харьковчан – экспертов в вопросах права и политологии. До 2014 года они проведут анализ и предложат свои наработки по изменению текста документа. Специалисты надеются, что ассамблея сможет к лучшему изменить основной закон хотя бы в вопросах, которые не зависят от экономического состояния государства – обеспечение гражданских прав, отделение и независимость судебной власти, структурирования власти и определение зоны ответственности Президента. Но одобрит ли их парламент, уже вопрос политической воли.
В Харькове чествования украинской Конституции заняло не более четверти часа. Пока губернатор любовался перед камерами, убрали и знамена, и ковровые дорожки. Те, кто пришел к памятнику по собственному желанию отметить праздник конституционности, должны были подождать, пока коммунальники уберут за чиновниками убранства торжества.
Марина Николаева