Сегодня, 12-го мая:
В Харькове стартует ХІ Международный музыкальный фестиваль «Ландыш»
Открытие конкурса пианистов в рамках ХІ Международного фестиваля русской классической и современной музыки «Ландыш», посвященного Дню Великой Победы, состоится 12 мая в зале Харьковского национального университета искусств им. И. П. Котляревского (пл. Конституции, 11/13). Оценивать профессионализм и художественность исполнения участников будет высококвалифицированное жюри во главе с ректором Харьковского государственного университета искусств им. И. П. Котляревского Татьяной Веркиной. В состав жюри входят также ведущие музыканты Украины и России. Фестиваль «Ландыш» проходит с 2001 года по инициативе детской музыкальной школы № 13 им. Н. Коляды и Русского национально-культурного общества Харьковской области. В 2011 году в рамках Международного фестиваля «Ландыш» будет проходить только конкурс пианистов, на который съедутся около 70 участников из различных городов Украины, России, Беларуси и Молдовы. Торжественное закрытие и гала-концерт лауреатов фестиваля состоятся 14 мая в зале ДМШ № 13 им. Н. Коляды (ул. Культуры, 1).
В Харьковском историческом музее состоятся торжества по случаю Международного дня музеев
12 мая в помещении Харьковского исторического музея (ул. Университетская, 5) пройдут торжества по случаю Международного дня музеев. Начало – в 12.00. Кроме того, состоится театрализованное открытие выставки «Харьков XIX века. Исторические этюды».
В Октябрьском районе Харькова будет создано движение юных миротворцев
12 мая в 14.00 на базе Харьковской общеобразовательной школы I – III ступеней № 28 Октябрьского района будет подписан Меморандума о сотрудничестве. Этот документ предполагает организацию движения юных миротворцев Октябрьского района. В планах районной организации лидеров ученического самоуправления «Росток» Октябрьского района – сотрудничать с Харьковским областным комитетом ветеранов локальных войн и с Первичной организацией миротворцев при данном комитете. В мероприятии примут участие лидеры школьных ученических организаций Октябрьского района, ветераны Великой Отечественной войны, представители администрации Октябрьского района Харьковского городского совета, Харьковского областного комитета ветеранов локальных войн, общественной организации участников боевых действий на Кубе (Карибский кризис).
Международный день медицинских сестер
Ежегодно 12 мая отмечается Международный день медицинских сестер (International Nurses Day). Другими словами, сегодня необходимо поздравить и поблагодарить представительниц одной из самых гуманных профессий. Профессиональный праздник медицинских сестер отмечается в день рождения одной из знаменитых англичанок, Флоренс Найтингейл, которая во время Крымской войны (1853—1856) организовала первую в мире службу сестер милосердия. Хотя фактически празднику уже более ста пятидесяти лет, только в январе 1974 года было принято официальное решение отмечать этот день 12 мая. День медицинской сестры празднуется с момента объединения сестер милосердия из 141 страны в профессиональную общественную организацию — Международный совет медицинских сестер (International Council of Nurses).
В этот день:
1015 лет назад в Киеве была освящена первая на Руси каменная церковь — Десятинная
Первая на Руси каменная церковь была освящена в Киеве в честь пресвятой Богородицы 12 мая 996 года, в эпоху княжения Владимира Великого. Название ее – Десятинная – связано с тем, что на ее возведение и поддержание Владимир Великий выделил десятую часть своих доходов – десятину. В источниках Десятинную церковь нередко называют церковью Богородицы. Церковь представляла собой крестово-купольный шестиярусный каменный храм. В начале 11 века она была повреждена пожаром, но вскоре её восстановили и с трёх сторон добавили галереи. Десятинная церковь была богато украшена мозаиками, фресками, резными мраморными и шиферными плитами. Иконы, кресты и посуда были привезены из Херсонеса Таврического в 1007 году. Кроме главного алтаря, у церкви имелись ещё два: св. Владимира и св. Николая. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница. В ней были похоронены христианская супруга Владимира – византийская царевна Анна, умершая в 1011 году, а затем и сам Владимир, умерший в 1015 году. Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещённых» братьев Владимира – Ярополка и Олега Древлянского. В 1169 году церковь разграбили войска Андрея Боголюбского, в 1203 году – войска Рюрика Ростиславича. В конце 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, уничтожили Десятинную церковь – последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом набившегося в неё народа, пытавшегося спастись от монголов.
347 лет назад состоялась премьера комедии Мольера «Тартюф»
В 1664 году Мольер создал комедию «Тартюф, или Лицемер», в которой высмеивал церковников и духовенство, угнетающих и развращающих французское общество под предлогом нравственного его исправления, этого смертельного врага театра и всей светской культуры. Комедия содержала в первой редакции 3 акта и предназначалась для показа на грандиозном празднике в Версале, к организации которого был привлечен и Мольер. 12 мая 1664 года состоялась премьера пьесы. Однако она расстроила праздник и вызвала бурю негодования со стороны «Общества святых даров» – тайной и влиятельной организации аристократов и духовных лиц. В образе Тартюфа Общество усмотрело сатиру на своих членов и добилось запрета пьесы, а против Мольера возник настоящий заговор, который возглавила королева-мать Анна Австрийская. Именно она патронировала «Общества святых даров». Драматурга обвиняли в оскорблении религии и церкви, требуя за это отправить автора на костер. Мольеру пришлось долго и много бороться за свою комедию. Он писал на имя короля прошение: «Тартюфам удалось ловко втереться в доверие Вашего величества, и оригиналы добились запрещения копии». Но это ни к чему не привело. Мольеру пришлось переделать пьесу, ослабив резкие места. В новом виде комедия, имевшая 5 уже актов и названная «Обманщик», была допущена королем к представлению, но после первого же спектакля в августе 1667 года Мольер получил от парижского суда запрет на постановку. Также и архиепископ запретил исполнять и смотреть «еретическую» комедию под угрозой отлучения от церкви. Только через полтора года Мольеру удалось добиться снятия запрета с «Тартюфа», он был представлен в третьей редакции, которая дошла и до наших дней. Успех был полным, но попытки запретить пьесу предпринимались и в последующие годы.
АТН