Сегодня, 18-го апреля:
Международный день памятников и исторических мест
Этот День установлен в 1982 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ICOMOS), созданной при ЮНЕСКО. Отмечается с 18 апреля 1984 года. К сожалению, в настоящее время в Украине не соблюдаются законы, охраняющие памятники, исторические места и заповедные зоны. Они нещадно уничтожаются, а виновные в этом не несут, как правило, никакого наказания. В Европе с историей обращаются гораздо бережнее, там сохраняют даже исторические ландшафты и пейзажи местности. Например, во Франции проводят восстановительные работы ландшафтов памятных мест даже после археологических раскопок, а на севере Англии, в практически нетронутом виде сохранен Адрианов вал, протянувшийся на 117 километров, построенный при римском императоре Адриане для охраны северных рубежей империи.
Всемирный день радиолюбителя
Сегодня большой отряд энтузиастов-радиолюбителей во всем мире отмечает свой «профессиональный» праздник — Всемирный день радиолюбителя (World Amateur Radio Day). 18 апреля 1925 года в Париже был основан Международный союз радиолюбителей (International Amateur Radio Union, IARU), благодаря этому событию у радиолюбителей и появился повод ежегодно отмечать успехи и достижения. Каждый год Всемирный день радиолюбителя проводится под определенным девизом. Считается, что большинство радио-технологий, которыми мы, не задумываясь, пользуемся в повседневной жизни, были сначала исследованы радиолюбителями. В первую очередь это относится к сотовым телефонам.
По Православному календарю – Начало страстной недели
Страстная неделя посвящена памяти о последних днях земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершавшихся событий каждый день Страстной седмицы именуется святым и великим. Эти освященные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения через страдания и смерть Спасителя. Поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Кроме того, в этот день вспоминается иссушением Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел добрых плодов веры и благочестия, а только лицемерную тень Закона. Подобна бесплодной, засохшей смоковнице всякая душа, не приносящая плодов духовных — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. В Великий вторник вспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и о талантах. В Великую среду вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима). В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. В четверг Страстной седмицы воспоминаются четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды. День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрени Великого пятка (обычно она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей. В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во горб, после чего бывает чтение канона о распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы, затем следует отпуст вечернего богослужения и совершается прикладывание к Плащанице. В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. Богослужения в этот день начинаются с раннего утра и продолжаются до конца дня, так что последние субботние песни, так называемой, пасхальной полуночницы, сливаются с началом торжественных пасхальных песнопений на пасхальной заутрени.
В этот день:
109 лет назад впервые в мире для опознания преступника была применена дактилоскопия
Дактилоскопия – метод идентификации личности человека по отпечаткам пальцев. В основе этого метода лежит выдвинутая в 1877 году гипотеза англичанина Уильяма Гершеля, согласно которой папиллярный рисунок ладонных поверхностей кожи человека является неизменным. Эта гипотеза родилась в результате долгих исследований автора, который служил полицейским чиновником в Индии и имел широкое «поле» для исследований. В 1895 году английский антрополог и психолог Френсис Гальтон (автор книги «Отпечатки пальцев») добился введения дактилоскопии в качестве метода регистрации уголовных преступников уже в Англии. 18 апреля 1902 года в Дании впервые в мире была применена дактилоскопия для опознания преступника, а уже в сентябре этого же года в Великобритании отпечатки пальцев с места преступления впервые были использованы как доказательство вины по отношению к подозреваемому в преступлении. В последующие 15-20 лет разные страны мира вводили у себя в практику применения дактилоскопического метода.
88 лет назад в СССР было создано спортивное общество «Динамо»
18 апреля 1923 года было создано Московское пролетарское спортивное общество «Динамо». Оно было учреждено по инициативе группы сотрудников и военнослужащих ОГПУ и создавалось как организация, предоставляющая возможность занятия спортом сотрудникам органов безопасности и правопорядка. На протяжении всей истории существования Общества его полное официальное название несколько раз менялось, однако краткое – «Динамо» – никогда. В 1926 году появилась знаменитая динамовская эмблема – белый ромб, в котором заключена литера «Д», были утверждены образец флага и бело-синяя форма спортсменов. «Динамо» быстро развивалось, становилось массовым, активно пропагандировало здоровый образ жизни и к 1929 году имело региональные отделения уже в 200 городах страны. Обществу принадлежат приоритеты в возрождении и развитии в СССР бокса, стрелкового спорта и самбо. Динамовские спортсмены долгие годы были сильнейшими в этих видах спорта, а тренеры создали уникальную методику преподавания и проведения тренировок. С первых лет своего существования «Динамо» уделяло большое внимание работе с детьми и подростками, их физическому воспитанию. В годы Великой Отечественной войны на базе Общества формировались первые отряды добровольцев. В историю вошли футбольные матчи ленинградского «Динамо» в дни блокады и «Матч смерти» между сборной немецких авиаторов и не успевшими эвакуироваться из оккупированного города киевскими футболистами. В послевоенные годы Общество вновь возродилось и начало быстро развиваться. Успешные выступления динамовцев на международной спортивной арене способствовали росту популярности и авторитета Общества внутри страны и за рубежом. Начиная с 1952 года, динамовцы 775 раз становились обладателями Олимпийских медалей разного достоинства.
АТН