Доброе утро! Сегодня 23-е сентября 2010 г., четверг

Сегодня, 23-го сентября:

В Харькове пройдут Дни испанского языка и культуры

23-24 сентября Посольство Испании в Украине проводит в Харькове Дни испанского языка и культуры, посвященные столетию со дня рождения выдающегося испанского поэта Мигеля Эрнандеса. В 1937 году он побывал в Харькове, и это вдохновило Эрнандеса на написание поэмы «Город-фабрика». В рамках Дней испанского языка и культуры будет открыта мемориальная доска на доме № 44/2 на ул. Сумской, где в 30-х годах ХХ ст. размещался Харьковский филиал Международной организации помощи борцам революции, известной как МОПР, и которую посещал Мигель Эрнандес во время пребывания в Харькове. Доску откроют Посол Испании в Украине Хосе Родригес Мояно вместе с представителями власти города Харькова и Харьковской области. Также в Харьковской областной филармонии состоится концерт испанских исполнителей авторской песни Луиса Пастора и Лурдес Герры, которые представят избранные поэмы Мигеля Эрнандеса под аккомпанемент гитары. По окончании концерта в фойе Филармонии откроется экспозиция фотографий поэта, которые ранее никогда не были представлены широкой общественности. Эти фотографии были предоставлены потомками Мигеля Эрнандеса.

Евреи отмечают Суккот – Праздник кущей

Еврейский праздник кущей, Суккот, начинается на 15-й день нового года (15 тишрея) и продолжается 7 дней. Это время, когда земледельцы, завершив сбор урожая, могут отдохнуть до первых дождей. Слово «сукка», давшее название празднику, переводится как «шатер», или «шалаш», или «кущи» и символизирует отказ от опасной, в общем-то, иллюзии, что надежным дом делает крыша. Заповеди пребывать в сукке во всех поколениях давалось множество объяснений, например, что, устанавливая около дома шалаш, евреи присоединяются к тем, кто сорок лет скитался по пустыне и, придя затем в Эрец-Исраэль, обрабатывал эту землю и радовался плодам, которые она дарила. Согласно другому толкованию, смысл заповеди в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился. В Суккот выполняют особый ритуал — «вознесение лулава». Лулавом называется как лист пальмы, входящий в набор из четырех растений, так и все растения вместе. Принято поднимать и благословлять все четыре вида растений, каждый из которых символизирует определенный тип людей. Этрог, обладающий и вкусом, и запахом, — это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела. Лист финиковой пальмы, дающей плод сладкий, но без запаха, — это евреи, обладающие знанием Торы, но не совершающие добрых дел. Мирт — растение несъедобное, но приятно пахнущее — это евреи, от которых, как аромат, исходят добрые дела. Ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха, — это евреи, которые не знают Тору и не делают добра. Согласно другому толкованию, каждое из растений — определенная часть человеческого тела. Этрог — это сердце, тонкий и прямой пальмовый лист — позвоночник, мирт с его овальными листочками — глаза, а ива — уста. Собранные вместе, они составляют человека, всем сердцем преданного своему Творцу.

День осеннего равноденствия в Японии

В календаре этот день обозначен как День осеннего равноденствия (Shu-bun-no Hi), но Япония празднует не столько уникальное астрономическое явление, сколько исполняет уходящие в глубины истории обряды буддийского праздника Хиган. Согласно Закону «О национальных праздниках» в день осеннего равноденствия вложен и соответствующий смысл: «Уважать предков, чтить память ушедших в мир иной». Законодательно день для празднования был установлен в 1948 году. До начала Хигана японцы проводят тщательную уборку дома, особенно домашнего алтаря с фотографиями и принадлежностями ушедших предков, освежают цветы, выставляют ритуальные кушанья и подношения. В дни Хигана японцы семьями идут поклониться могилам своих предков, заказывают молитвы и оказывают необходимые ритуальные почести. Ритуальные кушанья готовят исключительно вегетарианские, памятуя буддийский запрет убивать живое существо и употреблять мясо убитого.

В этот день:

162 года назад «родилась» жевательная резинка

23 сентября 1848 года считается днем рождения жевательной резинки, т.к. именно тогда американец Джон Куртис у себя дома произвёл первую «жвачку». Самая первая жевательная резинка датируется 7-2 в. до н.э. Она была найдена во время раскопок в Северной Европе и представляла собой куски доисторической смолы с отпечатками человеческих зубов. Древние греки жевали смолу дерева мастика. А индейцы майя около тысячи лет назад для очищения зубов и свежести дыхания использовали застывший сок дерева саподилла. В Южной Америке индейцы, современники майя, жевали смолу хвойных деревьев. Эту привычку переняли у них белые поселенцы, и создали свой вариант жевательной резинки – из смолы хвойных деревьев и пчелиного воска. В 1848 году американцу Джону Куртису пришла в голову идея открыть промышленное производство жевательной резинки из сосновой смолы. Позже Куртис стал добавлять в свои изделия парафиновые ароматизаторы. Постепенно их производство расширялось, но продажи были низкими из-за наличия в резинках примесей, которые трудно было удалить из смолы. Новую жизнь «жвачка» (уже на основе каучука, а не сосновой смолы) получила в 1869 году, благодаря изобретателю Томасу Адамсу. Людям изобретение понравилось, что и дало толчок к началу серийного производства жевательной резинки. В 1871 году Адамс изобрел и запатентовал машину для ее автоматического производства, и тогда же он придумал добавлять экстракт лакричника для улучшения ее вкуса и увеличения продаж.

67 лет назад фашистские оккупанты начали ликвидацию еврейского гетто в Вильнюсе

С 17 века Вильнюс был известным центром еврейской культуры и учености в Европе, он даже назывался северным Иерусалимом. Евреи играли большую роль в экономической и культурной жизни государства. С началом Второй мировой войны нацисты захватили регионы компактного проживания еврейского населения – Польшу, Прибалтику, Украину, Белоруссию, где создавали еврейские гетто. Вильнюсское гетто было образовано в сентябре 1941 года. Немцы согнали сюда около 40 тысяч евреев – жителей города. 23 сентября 1943 года началась ликвидация еврейского гетто Вильнюса. Узники были депортированы в концлагеря Эстонии и Латвии, расстреляны или направлены в лагеря смерти в Польше. Только нескольким сотням евреев удалось спастись, бежав в леса и присоединившись к советским партизанам или скрывшись у местных жителей.
В списке памятных дней, утвержденном сеймом Литвы, дата 23 сентября отмечается как День памяти жертв геноцида в Литве. В этот день в Вильнюсе, Каунасе и других литовских городах проходят памятные мероприятия, проводятся конференции по вопросам холокоста, выставки документальных фотографий.

66 лет назад началось принудительное выселение этнических украинцев из Польши в Украину

Начало принудительному переселению этнических украинцев из Польши на Украину и этнических поляков из Украины в Польшу положило «Люблинское соглашение», подписанное 9 сентября 1944 года в Люблине между Правительством Украинской ССР и Польским комитетом национального освобождения (ПКНО). Само переселение стартовало 23 сентября. С началом зимы количество желающих выехать с обеих сторон значительно сократилось. Из-за этого пришлось неоднократно менять и отодвигать сроки завершения переселенческой акции. Люди не хотели переезжать, но режимы того времени обоих государств настаивали, и с осени 1945 года перешли к применению исключительно принудительных мер по переселению. На выполнение «спецоперации» были брошены советские и польские «переселенческие комиссии», воинские подразделения, карательные и административные органы. По разным оценкам, в результате из Польши было депортировано от 600 тысяч до миллиона этнических украинцев.

АТН

Ми використовуємо cookies! Читати більше