Доброе утро! Сегодня 4-е ноября 2010 г., четверг

Автор АТН

Сегодня, 4-го ноября:

В Харькове состоится ряд мероприятий

4 ноября в Харьковском государственном университете искусств им. И. Котляревского состоится торжественное открытие V Международного конкурса исполнителей на украинских народных инструментах им. Гната Хоткевича. Начало мероприятия – в 14.00.
Конкурс, который проводится в Харькове раз в три года, продлится по 13 ноября. Вход на все мероприятия свободный. А в 17.00 в Городской художественной галерее (ул. Чернышевская, 15) откроется фотовыставка «Скрытые миры». В экспозиции будут представлены фотографии и видеоарт известных украинских мастеров этого вида искусства, созданные во время фестивалей «Шешоры 2003-2008». До Харькова выставка экспонировалась в Киеве, Львове, Ивано-Франковске, Тернополе и Виннице. Она пройдет с 4 по 18 ноября. Кроме того, в 18.00 в ККЗ «Украина» состоятся игры 1/8 финала сезона 2010-2011 гг. Харьковской открытой городской молодежной Лиги КВН.

День железнодорожника Украины

4 ноября работники железнодорожного транспорта Украины отмечают свой профессиональный праздник. Он установлен указом Президента Украины от 15 июля 1993 года. Днем железнодорожника эта дата стала по инициативе работников Львовской железной дороги. Оказывается, именно 4 ноября 1861 года, еще во времена Австро-венгерской империи, на территорию современной Украины — во Львов — прибыл первый поезд, который назывался «Ярославом». В нынешнем понимании «Ярослав» был поездом международного сообщения. Он соединял Вену, Краков, Перемышль и Львов.
Сейчас Украинские железные дороги — «Укрзалізниця» — это 6 железных дорог (Донецкая, Львовская, Одесская, Южная, Юго-западная, Приднепровская), которые объединяют все области Украины. 375900 работников обслуживают 30300 километров железнодорожных путей. Каждый год со 1684 станций отправляются в путь 500 миллионов пассажиров. Ежегодно 174939 грузовых вагонов перевозят более 300 миллионов тонн грузов. По объемам грузовых перевозок железные дороги Украины занимают 4 место на Евроазиатском континенте, уступая только железным дорогам Китая, России и Индии. Железные дороги Украины взаимодействуют с железными дорогами 7 соседних стран. Через территорию Украины проходят три железнодорожных международных паневропейских транспортных коридора.

В этот день:

131 год назад был запатентован первый кассовый аппарат

Далеко не всегда торговцы могли точно определить собственные доходы. Часто сведения, представляемые наемными работниками в ежедневных гроссбухах, не отличались точностью и оказывались неполными и недостоверными. А у владельца предприятия не было никакой возможности уличить своих подчиненных в недобросовестности. Это давало широчайшие возможности для хищений недобросовестному персоналу, особенно при большом товарообороте.

Хозяин маленького кафе в американском городе Дейтон, штат Огайо, Джеймс Ритти оказался именно в такой ситуации. Его кафе было популярным, поток посетителей не иссякал – а заведение почти не приносило дохода. Как выяснилось, причиной тому было мелкое воровство буфетчиков, которые не могли удержаться от соблазна запустить руку в денежный ящик. Решение проблемы пришло неожиданно. Однажды Ритти отправился отдыхать в Европу, и, прогуливаясь по судну корабля, забрел в машинное отделение, где обратил внимание на устройство, автоматически отсчитывавшее каждый оборот двигательного вала. Ритти осенила счастливая мысль, что подобное же устройство может фиксировать каждую покупку в баре или кафе. Вернувшись домой, Ритти вместе с братом сконструировал простейший кассовый аппарат, запатентованный 4 ноября 1879 года. В первой модели каждая торговая операция фиксировалась на диске. Позже появился специальный индикатор, позволявший и кассиру, и покупателю видеть стоимость покупки. Теперь, после того как индикатор показал сумму, которую продавец должен был положить в кассовый ящик, соблазн что-либо утаить становился значительно меньше. Ритти также придумал приспособление, фиксировавшее каждую денежную операцию на бумажном рулоне. Теперь хозяин мог сверить сумму наличных в кассе с суммой, обозначенной на рулоне, и точно узнать, сколько было сделано покупок за день. Кафе стало приносить неплохой доход не только из-за «честности» буфетчиков, но и из-за наличия необычного аппарата, который собирал толпы зевак. Впоследствии изобретение Ритти получило название «Неподкупный кассир Ритти».

120 лет назад в Лондоне открылась первая электрическая линия метрополитена

Лондон – родина метро как вида транспорта, а лондонское метро – старейшая в мире подземная городская железная дорога, существующая с 1863 года. Первый поезд состоял из 23 вагончиков без крыши и управлялся паровозом Стефенсона. С 1890 года вместо тоннелей мелкого заложения стали строить линии на электрической тяге, которые в центре города проходят в тоннелях глубокого заложения (Tube), а на окраинах выходят на поверхность. Первая в мире подземная электрическая дорога открылась в Лондоне 4 ноября 1890 года: это была Северная линия на участке Стоквелл – Кинг Уильям-Стрит. Открыл движение и первым пассажиром стал принц Уэльсский, будущий король Великобритании Эдуард VII. Первая электрическая линия протяженностью в шесть километров называлась Metropolitan Railway, то есть «столичная железная дорога». Сокращение этого длинного названия до пяти букв и породило всем нам знакомое «метро». В 1890-1904 годах были построены четыре таких линии, получившие общее наименование Индепендент-тьюб. Три более поздние линии, открытые в 1906-1907 годах, получили классификацию Йеркс-тьюб, по фамилии чикагского миллионера Йеркса, на деньги которого они были сооружены. С этого времени началась и поэтапная электрификация паровозных линий, которая полностью завершилась к 1913 году. В настоящее время лондонский метрополитен включает в себя 275 станций, протяженность путей – более 400 километров.

88 лет назад была обнаружена гробница фараона Тутанхамона

Тутанхамон – фараон XVIII династии египетских фараонов, правивший в 1347-1337 до н. э. Он стал одним из самых известных фараонов и настоящим символом древнеегипетской цивилизации благодаря открытию его гробницы, единственной почти не разграбленной египетской царской усыпальницы. Она была обнаружена в 1922 году двумя англичанами – египтологом Говардом Картером и археологом-любителем лордом Джорджем Карнарвоном. В гробнице сохранились многочисленные украшения, а также саркофаг из чистого золота с мумифицированным телом фараона. 4 ноября 1922 года был расчищен вход в гробницу. Печати на дверях оказались нетронутыми, что вселяло серьёзные надежды на возможность совершения крупнейшего археологического открытия века. Картер и Карнарвон стали первыми за три тысячелетия людьми, спустившимися в гробницу. После длительных раскопок 16 февраля 1923 года Картер спустился в «Золотой чертог» – погребальную камеру гробницы, где находился сам саркофаг фараона. Среди утвари и прочих предметов, погребённых с фараоном, было обнаружено множество образцов искусства, носящих печать влияния искусства Амарнского периода. Владелец обнаруженных сокровищ, тогда ещё практически неизвестный юный правитель Египта, сразу же превратился в объект повышенного внимания, а феноменальное открытие не только сделало его имя общеизвестным, но и вызвало очередной всплеск обновлённого интереса ко всем следам египетской цивилизации в современном мире.

АТН

Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”

Ми використовуємо cookies! Добре Читати більше