Выезд на дорогу может превратиться в серьезное испытание для водителя. Хамство, безответственность, пренебрежение правилами и отсутствие уважения к другим участникам дорожного движения. Все это по мнению людей, которые каждый день садятся за руль – главная беда харьковских дорог.
Степан Курлович, водитель маршрутки:
“Элементарно – это вот уважение друг к другу. Вот будешь стоять колесо делать, вот такая вот погода грязная – он пролетит, тебя обрызгает. Ну притормози, ты же завтра остановишься – будешь так же стоять, как и я, он пролетит, тебя из лужи обольет и поехал дальше.”
Юрий Пашун, водитель:
“От возраста зависит – что водители ездят нормально – чем старше, тем нормально, а молодежь рысачат, носятся как угорелые, правил не знают, права купили.”
Петр Кохан, водитель такси:
“Больше нарушают у кого покруче машина, да, а и на копейках нарушают, и девушки. Жалко, что девушки нарушают очень много – все чувствуют себя вот так вот.”
За последние 15 лет количество машин увеличилось втрое, теперь у каждого пятого есть автомобиль. Но кроме состояния дорожного покрытия и большого количества автотранспорта на поведение влияет и уровень подготовки автолюбителей. В ГАИ говорят – на дороге часто встречаются молодые люди, которые просто не знают правил.
Игорь Погребняк, инспектор ДПС:
“В автошколах нет должного внимания – это как Оренбургская взлетно-посадочная, “взлет-посадка” – Оренбургское ускоренное училище “взлет-посадка” во время войны было, так и здесь – они не успевают за эти 2 месяца, они сейчас по-моему курсы проходят – они не успевают изучить эту программу. Раньше полгода учился человек, чтобы получить водительское удостоверение.”
На дорогах нарушает не только молодежь – уверен член Харьковского Автоклуба Денис Журавель. Его организация объединяет людей независимо от возраста и достатка. Их стремление – своими силами навести порядок на харьковских дорогах и сделать движение безопасным. Поэтому Автоклуб сотрудничает с городским ГАИ, помогает устранить недостатки дорожной разметки, светофоров, советует, где нужно установить новые дорожные знаки.
Денис Журавель, член Харьковского Автоклуба:
“Если мы видим нарушающий автомобиль, то это далеко не всегда Лексусы или джипы. Это чаще всего – это даже самые обыкновенные, ничем не примечательные автомобили.”
Поведение человека на дороге зависит от его темперамента, утверждает психолог. Один будет сигналить впереди стоящему авто как только увидит желтый свет светофора, а выбраться из пробки будет через тротуар или по встречной полосе. Другой спокойно простоит за замешкавшимся водителем все время отведенное на проезд перекрестка, а в заторе просто полистает журнал. Но, несмотря на особенности психики человека, то как он будет себя вести в данной ситуации, говорит Евгений, зависит еще от его воспитания и чувства ответственности.
Евгений Биренбаум, психолог:
“Воспитание, да, человек имеет – не то воспитание, которое: это хорошо, это плохо, а то воспитание психологическое, которое родители прививали ребенку в детстве, да. И те же самые права – получил он их на день рождения в подарок, как это уже бывало, или он действительно учился, ходил, занимался, и так далее.”
И сотрудники ГАИ и психологи сходятся во мнении, что поведение на дороге в первую очередь зависит от уровня культуры самих водителей. И ситуация изменится только тогда, когда участники дорожного движения станут относиться к друг другу толерантно.
Игорь Сухоруков