Бумажное ноу-хау в виде европротокола внедрено в Украине несколько дней назад – теперь ГАИшников можно не вызывать на место ДТП. Правда, лишь в том случае, если последствия аварии незначительные, нет пострадавших или погибших, оба участника застрахованы и самостоятельно установили виновного. Водители заполняют вот такой протокол, его будут выдавать вместе со страховкой, где указывают анкетные данные, обстоятельства ДТП и рисуют схему. А на последнем этапе, признаются водители, и могут возникнуть осложнения.
Ирина, частный предприниматель: «В общем-то, думаю, нормально, но заняло бы какое-то время, надо было бы подумать, сориентироваться».
Сергей, водитель: «Каждый метр же ж решающий, каждый сантиметр, и каждый будет сдвигать вправо, влево, кому куда надо – для себя».
Андрей, курьер: «Да … особенно составление схем, будет сложно сделать в стрессовой ситуации, когда были такие ситуации, хотя бы вспомнить телефон, куда звонить».
Те, кто уже попадал в ДТП, вспоминают: авария – ситуация стрессовая, сконцентрироваться и спокойно заполнить анкету удастся не каждому. Этим и могут воспользоваться страховые компании и отказать в выплате возмещения, предостерегают автоэксперты.
Игорь Мерзликин, аварийный комиссар: «Недобросовестные страховые компании, которые не желают платить людям страховое возмещение, будут пользоваться этим и находить какие-либо зацепки в составлении протокола и в пояснение водителей, и находить поводы для отказа в выплате пострадавший стороне».
Отказать могут, но только в случае действительно серьезных ошибок, объясняют в страховой компании. Чтобы защититься от таких случаев, своим клиентам советуют звонить страховым агентам и вызывать их прямо на месте аварии.
Юрий Скакун, председатель страховой компании: «Другое дело, если качество заполнения такое, что страховщику адекватно не установить обстоятельства наступления страхового случая, соответствие с действительными обстоятельствами, это будет сложно. Вероятно, это осложнит работу страховщика, вероятно, это осложнит жизнь страхователя и лица, потерпевшего в ДТП».
Позитив, который отмечают юристы: виновнику не придется платить админштраф. Однако “прогореть” можно будет на сумму возмещения, ведь определять, насколько серьезно повредилась машина, водителям придется самостоятельно. Истребовать можно будет не более 10 тысяч гривен. То же, если возникают малейшие сомнения в размере суммы ущерба, юристы советуют вызвать инспекторов ГАИ и фиксировать все по старым правилам.
Денис Журавель, юрист Харьковского автоклуба: «Те повреждения, которые видны на глаз, это только внешние повреждения, на месте не возможно установить, какие еще скрытые повреждения получил автомобиль и будет ли достаточно той суммы, которую установят, как предельную. То есть не все там 10 тысяч … не факт, что этих 10 тысяч хватит. Есть определенный риск».
Бумажная новинка – не руководство к действию, а альтернатива для водителей, замечает юрист и добавляет: окончательно перейти на европротокол Украина сможет в течение года, к тому времени старые полисы будут действовать и заблаговременно перестраховываться не обязательно. Тем более, что стоимость нового полиса несколько возрастет – для самых доступных автомобилей он будет стоить около 550 гривен.
Татьяна Доцяк
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”