Лидер партии Гражданская позиция, кандидат в народные депутаты от объединенной оппозиции в интервью ЛІГАБізнесІнформ рассказал о том, почему по пути в Раду ему пришлось расстаться со своим заместителем, чье слово в оппозиции принимается безапелляционно, а также объяснил, почему согласен на три места в проходной части списка для своих, хотя еще недавно ожидал не меньше восьми.
– До вхождения в список объединенной оппозиции вы говорили, что ваша партия присоединится к списку Батькивщины, если вашим соратникам будет гарантировано адекватное представительство, а именно восемь мест в проходной части. Что вышло по факту?
– В списке, оглашенном на съезде Батькивщины, Гражданскую позицию представляют Анатолий Гриценко (№3), Леонид Макул (№68), Александр Чуботенко (№71). Остальные представители нашей партии находятся за пределами первых полутора сотен кандидатов. Кроме того, наш кандидат Олег Канивец утвержден кандидатом от Батькивщины в мажоритарном округе Львовской области (округ №126 – город Стрый, – ред.).
– Три человека в проходной части списка и один в округе – это не те восемь. Почему пришлось уступить?
– Проводилось взаимное согласование позиций всех партий, представленных в списке Батькивщины. Мы шли навстречу друг другу. В итоге был найден баланс взаимных обязательств и принципов, вокруг которых мы и объединились. Так что, решение по нашему представительству в списке – это не уступки, а осмысленное следствие конструктивных переговоров. Мы согласились, решение пересматриваться не будет.
– В предварительном списке был ваш заместитель по партии, мэр Калуша Игорь Насалик. Почему его нет в итоговом?
– Насалик не утвержден решением объединенной оппозиции. В ситуации по его кандидатуре решающим было мое слово как руководителя партии, и такого слова я не дал. Мой капитал – это моя репутация, и, ручаясь за какого-то человека, я должен быть в нем уверен на все сто. Решение далось мне нелегко, однако, рисковать мы не можем. Я пояснил свою позицию и ему лично, и на съезде объединенной оппозиции. Тем не менее, известно, что он принял решение идти самовыдвиженцем. Ему пришлось написать заявление о выходе из партии.
Многие из тех, кто больше всех возмущается по поводу места в списке, попросту боятся потерять кресло. Последние 10-15 лет они были народными депутатами и, наверное, разучились делать что-либо еще
– После оглашения окончательного списка оппозиции остались недовольные. Могут ли не попавшие в проходную часть навредить Батькивщине своими негативными комментариями и оценками (а они уже звучат)? Говорят даже о возможном бунте и расколе в партии.
– Во всех партиях, которые идут на выборы, есть недовольные. И в партии власти. Причем, многие из тех, кто больше всех возмущается по поводу места в списке, попросту боятся потерять депутатское кресло. Ведь если посмотреть на их биографии, мы увидим, что последние 10-15 лет они были народными депутатами и, наверное, разучились делать что-либо еще. Возможно, им стоит сменить род деятельности, быть ближе к людям, поработать на благо страны в другом качестве. Политика не ограничивается парламентской деятельностью, не нужно об этом забывать и делать трагедию из того, что ты не попал в Верховную Раду.
Список Батькивщины – это компромисс восьми политических партий, и, естественно, место в его проходной части не было заранее гарантировано никому. Станет ли это проблемой? Думаю, скорее, это станет проверкой на прочность убеждений для отдельных политиков.
– Ранее вы говорили о необходимости соблюсти чистоту рядов, не допустить в список людей с сомнительной репутацией. Даже обещали лично вычеркнуть из списка одного из министров оппозиционного правительства, который, по вашим словам, виновен в том, что экс-и.о. министра обороны Валерий Иващенко оказался за решеткой. Список сформирован – этот человек в проходной части, вы – тоже. Почему?
– Мое отношение к данному персонажу не изменилось. При обсуждении кандидатур я озвучит свою позицию коллегам – лидерам партий. Решающими, несмотря на мои возражения, были два обстоятельства. Первое: первое – ни Валерий Иващенко, ни его адвокат не предъявили претензии этому человеку; второе – за него поручилась лично Юлия Тимошенко как лидер объединенной оппозиции. Тимошенко гарантировала, что тушкой в новом парламенте он не станет.
Я, кстати, тоже считаю, что тушкой этот депутат не станет, так как даже после историй с захватами его офисов, давлением со стороны правоохранителей он Батькивщину не покинул, хотя и мог. Тем не менее, вины за случившееся с Иващенко с этого человека я не снимаю.
– В свое время вы критиковали Кличко за сомнительный принцип формирования списка. Утверждали, что, например, только за присутствие в УДАРе Ивана Плачкова (министр энергетики времен президентства Виктора Ющенко, – ред.) эта сила заслуживает самого жесткого порицания. На съезде Плачков был публично исключен из списка. Изменилось ли ваше отношение к Кличко, как теперь относитесь к его партии?
– Я следил за съездом УДАРа по интернету. Как только увидел, что в их окончательный список не попал Плачков, я тут же написал в Facebook о том, что поддерживаю решение Виталия. Точнее, делегатов съезда его партии.
Я не готов анализировать весь список, еще не изучал его внимательно. Но то, что Кличко отказался от услуг такой личности, как Плачков – это правильно. Я вообще только рад буду приветствовать правильные шаги политика Виталия Кличко, несмотря на то, что мы идем в разных списках.
– Пару месяцев назад вы, комментируя деятельность Дмитрия Саламатина на посту министра обороны, заявили, что точно знаете о грядущей его отставке. До 1 августа, по вашим словам, в оборонном ведомстве должен был появиться новый министр. Август наступил – Саламатин остался на своем месте…
– Во-первых, Саламатин не на своем месте – пост министра обороны точно не для него. Я до сих пор утверждаю, что кресло под Саламатиным не просто шатается, решение об его отставке – вопрос решенный, и мне об этом доподлинно известно. Отсрочка приговора произошла по той причине, что в случае увольнения его сейчас регионалам пришлось бы искать место для Саламатина в избирательном списке, а его и там не очень хотят видеть. Потому его уволят сразу после выборов, и он не будет ни министром, ни депутатом. Мне кажется, так даже лучше.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”