Новый год для харьковских танкостроителей начался с печальной новости: изготовленные более года назад 42 бронетранспортера, которые ранее забраковал Ирак, вернулись на родину.
В специализированном морском порту «Октябрьск» (Николаевская область) технику ХКБМ им. Морозова (субподрядчик — завод им. Малышева) разгружали в условиях полной секретности, в родной город БТРы пока не возвращают в надежде хоть кому-то продать.
Тревожные сообщения о срыве самого масштабного за годы независимости контракта с Багдадом начали поступать еще в феврале 2013 года, когда представитель комиссии по безопасности и обороне парламента Ирака Шиван Мухаммед Таха обвинил Украину в поставке некачественных БТР-4 иракской армии и срыве сроков поставок по этому контракту. Позднее стало известно, что претензии к новой партии БТРов возникли из-за брони, в которой заказчики обнаружили… трещины. В результате судно с военной техникой даже не стали разгружать, хотя из Харькова приезжали специалисты, чтобы на месте решить проблему.
Приемка техники не состоялась и спустя полгода, судно продолжало дрейфовать в Персидском заливе. Сейчас иллюзий о продолжении контракта (предполагалась поставка более 500 единиц, из которых Ирак принял менее ста) уже никто не испытывает. Как рассказали нам сотрудники ХКБМ (в его цехах «родился» БТР-4), расторжения контракта и санкций со стороны Багдада побаивались еще с прошлого года.
Уже в партии, которую отправили в конце 2012 года, были обнаружены трещины в броне. Наши специалисты 2 января выехали в Николаев, чтобы разобраться и устранить дефект. Трещины действительно есть, но дальше они не идут: их даже расстреливали, чтобы проверить, как поведут себя. Почти за год нахождения на судне в океане колеса машин сдулись, аккумуляторы разряжены. Теперь вроде бы принято решение устранять повреждения на Николаевском ремонтном заводе, чтобы попробовать продать БТРы кому-то другому. Ясно одно: контракта с Ираком у нас больше нет, — сообщил нам сотрудник ХКБМ на условиях анонимности.
Источник: Вести