Идея создания криогенного автомобиля появилась у харьковских ученых лет 10 назад. Но реально она воплотилась в металле и пластике совсем недавно, вскоре после того, как в Киеве на научной конференции встретились двое харьковских ученых – Игорь Кудрявцев и Станислав Бондаренко. Разработанную и собранную в Институте низких температур силовую установку поместили в этот автомобиль и получили в результате прототип экологически чистой легковой машины.
Игорь Кудрявцев, зав. лабораторией криогенной и пневматической техники ХГАДУ
Сюда заливается жидкий азот и за счет управляемого испарения и нагревания в теплообменнике, который можно увидеть под днищем автомобиля, мы получаем газообразный азот высокого давления, который приводит во вращение наш пневмодвигатель и, соответственно, двигает автомобиль.”
На испытаниях к удивлению многих, говорит Кудрявцев, криогенный автомобиль вполне уверенно перемещался по университетскому двору. Пусть даже со скоростью 10 километров в час. Управлять автомобилем, рассказывает Кудрявцев, практически так же, как обычной машиной. Когда разработают более мощный двигатель, установят и коробку передач. Уже сейчас в университете разрабатывают несколько вариантов трансмиссии.
Станислав Бондаренко, ведущий научный сотрудник Института низких температур
“Экспериментально было доказано, что такой автомобиль, как минимум, может двигаться, а дальше уже стоят проблемы технического совершенствования такого средства. И я надеюсь, что прежде всего в интересах городского транспорта этот автомобиль может стать просто незаменимым в густонаселенных районах, какими являются города.”
В планах ученых – разработать прототип двухместного автомобиля для передвижения в городе со скоростью движения 60-70 километров в час. Как говорит Станислав Бондаренко, предварительные расчеты показывают экономическую эффективность такого вида транспорта. Производить жидкий азот в 10 раз дешевле, чем бензин, причем с помощью специальной аппаратуры получать его можно прямо из воздуха.
Кудрявцев
“Такими силовыми установками можно оборудовать маршрутные такси, не только легковые автомобили. Возможно применение данной техники и на водных видах транспорта, минитракторной техники, то есть мы видим большое будущее за данной техникой.”
Теперь ученые ищут спонсоров и инвесторов для дальнейшего финансирования проекта. Ведь до этого работы велись на средства полученного американского гранта и нередко на деньги самих разработчиков.
Виктор Шаправский, Алексей Жучков, АТН.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”