По инициативе Минобразования Украины из школьной программы исчезнут Маленький Принц и Фауст, а классиков литературы заменят писатели второго эшелона.
Полсотни киевских учителей направили открытое письмо на имя министра образования Дмитрия Табачника, в котором высказали свое возмущение новыми учебными планами для 5- 9 классов.
В письме, обнародованном во вторник, 18 апреля, отмечается, что предложенный для обсуждения проект программы “категорически неприемлем для введения в школе”.
Авторы обращения считают, что новый проект не соответствует требованиям госстандарта базового и полного общего среднего образования, перегружает учеников, искажает представление учащихся о мировом литературном процессе в результате нарушения логических, пространственных и временных связей; часто и вовсе не учитывает возрастных особенностей учеников. Кроме того, новая программа не согласовывает, а разъединяет курс мировой литературы с параллельным курсом по украинской литературе, из-за чего складывается впечатление, что украинская литература ко всемирной не относится и находится в вакууме.
Как рассказала учитель-методист киевской школы № 29 Екатерина Балина, новая программа перегружена художественными произведениями, к тому же, из курса по всемирной литературе практически исчезли произведения некоторых классиков.
“Авторы программы предлагают небольшие по размеру произведения, но их очень много. Программа заполняется писателями второго эшелона: нет Маленького принца Антуана де Сент-Экзюпери, нет Толстого, нет Достоевского, нет Фауста Гете. Зато появилась Баллада о прокуренном вагоне Александра Кочеткова”, – отметила Балина.
В программе для пятого класса, после сказок народов мира и Приключений Тома Сойера Марка Твена, ученикам предлагается приобщиться к поэзии Марины Цветаевой (Книги в красном переплете), а также творчеству фантастов Рэя Бредбери и Роберта Шекли. “Знает ли 10-летний ребенок, что такое, скажем, “шлак”, “метаморфоза” и, тем более,”каталитическая реакция” (Запах мысли Р. Шекли), в расчет не берется”, – отмечает издание.
Шестиклассникам расскажут о мифах и легендах (в 7-м классе им придется вернуться к балладам и былинам, в том числе, об Илье Муромце) и познакомят с Гарри Поттером – в разделе Рост и отношения с миром.
Семиклассникам предлагается прочитать Тараса Бульбу Николая Гоголя, Балладу о прокуренном вагоне Александра Кочеткова, а заодно познакомиться с творчеством Шолома-Алейхема (Песнь песней), Габриеля Гарсиа Маркеса и Анны Гавальды (с которыми многие знакомятся лишь в студенческие годы). А вот шекспировских Ромео и Джульетту оставили на 8-й класс – наряду с изучением священных книг человечества вроде Библии, Вед и Корана. Также восьмиклассникам предложат к прочтению Чайку по имени Джонатан Ричарда Баха и Чужую боль Сергея Лукьяненко (Ночной дозор, видимо, остается на внеклассное чтение).
В 9 классе подрастающее поколение приобщится к творчеству Шарля Бодлера, Владимира Маяковского, Михаила Булгакова (Собачье сердце) и Пауло Коэльо (Алхимик). О Божественной комедии Данте школьникам придется узнавать самостоятельно: творчество одного из основоположников литературного итальянского языка представлено одним сонетом. Та же участь постигла и Гете – его Фауст из программы исчез, а на замену ему пришла пара поэзий.
Кроме того, курс Всемирной литературы оказывается абсолютно несогласованным с программой параллельного курса Украинская литература, отмечают Комментарии.
“Почему мы так ценим программу 2005 года? Потому что эта программа действительно давала детям навыки грамотного чтения произведений, – объяснила учитель-методист Екатерина Балина. – Ее авторы работали отдельно с каждой частью курса, выверяя все межпредметные связи. И не только с программой по украинской литературе, но и по художественной культуре, украинскому языку, истории и даже с биологии с математикой. В контексте общего развития ребенка каждое произведение было на своем месте”.
Поэтому, уверены учителя, принимать новую учебную программу не следует. Они считают, что в случае необходимости можно доработать действующую программу 2005 года.
Новые учебные планы для 5-9 классов были представлены Министерством образования в конце февраля 2012 года и должны быть поэтапно внедрены с 2013/2014 учебного года (в пятом классе) по 2017/2018 (в девятом).
Свое несогласие с предлагаемыми новшествами педагоги высказали еще на презентации программы в столичном Доме учителя 5апреля, но на сайте МОН об этом предпочли не распространятся, что еще больше разгневало преподавателей. В письме Табачнику они высказали свое возмущение как ходом обсуждения программы, так и характером сообщения о нем, появившегося на сайте министерства.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”