Как только городские власти определят победителя конкурса на право установить “электронные кондукторы”, на нескольких маршрутах пройдет эксперимент: пассажиры будут, как и раньше, ездить за деньги, покупая талон, вот только заходить в трамвай или троллейбус им придется через переднюю дверь.
Евгений Водовозов, директор Департамента транспорта и связи
“Мы оборудуем 10 троллейбусов и 10 трамваев этой системой и без карточки, просто на пропускную способность пустим людей для того, чтобы понять. Нам нужно изучить это с точки зрения безопасности, это будут проводиться учения с МЧС, это будет привлекаться ГАИ, и только после всех этих согласований данная система может быть полностью реализована.”
Как говорит Водовозов, новая система позволит вести объективный учёт всех льготников и сделает невозможным использование поддельных удостоверений. Увеличится и сбор выручки, – уверен Водовозов. Правда, у некоторых депутатов горсовета возникли серьезные сомнения, что система будет удобной. Они припомнили, что в 90-х годах уже было нечто похожее, когда пассажиров просто пускали в трамваи и троллейбусы через передние двери. Система была более выгодна экономически, но приносила горожанам массу неудобств, и через несколько месяцев от нее отказались.
Сергей Тимченко, депутат горсовета
“Я боюсь, что когда эта система ценой в 35 миллионов заработает, ее постигнет та же участь. И мало того, что мы измучим наших людей, мы еще и потеряем на этом большие деньги. И не думаю, что эксперимент на 10 вагонах отразит всю полноту состояния на общественном транспорте, ибо маршрут маршруту рознь. На одном маршруте вполне нормально поместятся 90-100 человек, а на другом, “горячем” маршруте, люди будут ломать себе ноги или ломать турникеты!”
Сами пассажиры в большинстве своем тоже не в восторге от возможных нововведений.
Софья, пенсионер
“ За минуту – полный автобус, а так, если будут крутилочки, так там целый час будут заходить.”
Валентина Павленко, пенсионер
“Оправдано будет это действие, потому, что 50% не оплачивают людей!”
Валентина, водитель трамвая
“Эти электронные кондуктора сразу поломают тачками, колясками вот всеми – не годится!”
Михаил Добкин, мэр Харькова
“Не пойдет эксперимент, не докажет нам потенциальный инвестор, что это выгодно для города, удобно, безопасно, значит, пойдет со своими 20 системами искать новый город, где это применить. Докажет, что полезно – значит, мы позволим ему это применить.”
Что будет дальше с кондукторами. Руководство “Горэлектротранса” с ними пока бесед на эту тему не проводило.
Юля, кондуктор троллейбуса
“ Я с мужем здесь работаю, он у меня водителем работает, не хочется уходить, уже привыкла. Ну и работу сейчас тяжело найти.”
Сергей, водитель троллейбуса
“ Без работы люди, они ж не могут быть. И нам лучше, конечно, ну, кондуктор есть кондуктор – выручка, план.”
В случае введения электронного учета пассажиров кондукторы без работы не останутся, – заверили в Департаменте транспорта. Они будут продавать проездные бесконтактные карточки в специальных киосках. Впрочем, если это и будет, то еще не скоро. Чтобы полностью установить электронные кондукторы во всем подвижном составе, понадобится от 8-ми до 10ти месяцев, – говорят специалисты.
Виктор Шаправский, Мария Федосеева, Владимир Борох, АТН.