Как харьковские колеса полетели на Луну

Заказ на колеса пришел из Ленинграда в 1964 году, вспоминает Юрий Гирш. Примерно три года ушло на то, чтобы понять, какими они должны быть. К тому же, говорит мужчина, в то время никто не знал, какой на Луне грунт.

Юрий Гирш, главный конструктор проекта: «Должно было быть прочное и легкое колесо – вот и все, простые требования. Ну и температурный режим: плюс-минус сто пятьдесят градусов тогда был задан».

Разработанное колесо было очень похоже на обычное велосипедное. Над его созданием работало целое конструкторское бюро велостроения. Но долгое время ученые даже не догадывались, для чего они создают колесо – эта информация была под грифом “секретно”. Первый запуск лунохода прошел неудачно – ракетоноситель после старта взорвался. Но в 1970 году желаемый результат в конечном итоге был достигнут.

Илья Берман, нач. иссл. производства ЦКТБ велостроения: «Было чувство огромной гордости, мы были счастливы, нам очень было приятно. Я пришел в коллектив, все улыбаются, что колеса наши на Луне, катаются по Луне… Ну как не испытывать ту гордость, к чему ты шел столько лет!».

Вес около трех килограммов, ширина – 200 миллиметров. Таких колес изготовили около 300 штук. Но такое количество не понадобилось – программу по покорению луны закрыли. Впрочем, первый луноход на харьковских колесах отработал 300 дней – в три раза больше, чем было запланировано.

Павел Федосенко

Ми використовуємо cookies! Читати більше