Виктория Кравченко – частный предприниматель, в малом бизнесе уже десять лет. Имеет два продовольственных киоска. Во время очередной закупки продуктов для них, около двух лет назад, как рассказывает женщина, к ней обратились сотрудники “ПриватБанка” и предложили оформить кредитную карточку, условия – своевременно возвращать одолженные деньги и проценты. Виктория согласилась, и, по ее словам, сначала между банком и ею было полное взаимопонимание, но в конце 2008-го бизнес Кравченко затронул кризис. Когда просрочка по платежам достигла двух месяцев, банк заблокировал карточку, а кредитной историей занялась служба безопасности “ПриватБанка”.
Виктория Кравченко, клиентка “ПриватБанка”: «Я говорила, что у меня трудное финансовое положение, у меня не хватает финансов, давайте встретимся, поговорим, может, какую-то передышку, может быть, каникулы, гибкую систему распишем, чтобы я видела четкую картину выплат, на что мне сказала служба безпеки, я была удивлена, почему именно они, они надавливали, угрожали».
Личная встреча с менеджером, который вел кредит, не помогла, женщине категорически отказали в каких-либо льготах:
Виктория Кравченко, клиентка “ПриватБанка”: «Лучший вариант – закрыть его полностью, а как полностью, если был на 7,5 тысяч, а сейчас больше 10 тысяч, я не могу платить, я говорю, подавайте на меня в суд».
У заместителя директора “ПриватБанка” Дмитрия Кольтюкова совершенно иная версия взаимоотношений с Викторией. Он уверяет, заемщица активно пользовалась кредитной карточкой, но о том, что деньги нужно возвращать, вспоминала редко.
Дмитрий Кольтюков, заместитель директора Харьковского ГРУ “ПриватБанка”: «У нас с июля 2007 года, заметьте, не с ноября и сентября 2008-го, а с июля 2007 с этим клиентом не сложились отношения: 5 раз в течение июля клиент пользовался карточкой и ни разу не погасил, 6 раз в течение августа – ни разу не гасил, сентябрь-октябрь – та же ситуация».
По словам Кольтюкова, такими, как Виктория Кравченко, действительно занимается служба безопасности, ее просьба об отсрочке банк отклонит из-за недобросовестного отношения к своим обязательствам.
Дмитрий Кольтюков, заместитель директора Харьковского ГРУ “ПриватБанка”: «Если раньше у нас была возможность оставлять проблемность и работать с текущей ситуацией, то сегодня мы все силы направляем на возврат проблемных кредитов, все банки так работают, мы в том числе».
О непростых отношениях между заемщиками и кредиторами осведомлены и столичные чиновники, задача которых законодательно регулировать подобные конфликты. Глава комитета Верховной рады по вопросам промышленности, регуляторной политики и предпринимательства Наталья Королевская считает, что финансовые учреждения должны идти на уступки своим клиентам. Потому что без клиентов нет и банков.
Наталья Королевская, председатель комитета ВР по вопросам промышленности, регуляторной политики и предпринимательства: «Я считаю, что мы зашли в полосу стабилизации, и следующий этап – это начало кредитования реального сектора экономики, потому что пока не работает кровеносная банковская система, нет выхода из кризиса, потому что бизнес должен получить кредиты, они должны быть под съедобные проценты, проценты, которые они сейчас предлагают, они не съедобны, их невозможно обработать, их невозможно вернуть».
Оздоровление банковской сферы уже начато, признаки стабилизации есть, говорит Королевская и надеется, что этот процесс уже не остановить.
АТН
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”