Кризис в средствах массовой информации набирает обороты. За последний месяц в Харькове прекратили свою работу несколько печатных изданий: всеукраинская газета “24” в сентябре отказалась от региональных представительств, оставив в пяти крупнейших городах страны по собственному корреспонденту, а недавно на страницах “24” появилось объявление: в газете очередная волна сокращений – на этот раз увольняют всех корреспондентов на местах. А на днях из газетных киосков и рядов харьковских СМИ исчезла газета “События”. Разговоры о ее закрытии велись несколько недель, рассказывает уволенная журналистка “Событий” Татьяна Огородная.
Татьяна Огородная, журналист: «Это в связи с финансовым кризисом, сразу нам сообщили, что, поскольку мы дотационное издание, мы работать не будем. То есть сначала говорили, что могут быть какие-то варианты, мы что-нибудь переформатируем, чтобы выйти в нули, но это все так».
20 января – до этого дня издание должно было работать, говорит Татьяна. Журналисты спокойно искали себе другое место — впрочем, безработными они стали намного раньше.
Татьяна Огородная, журналист: «Я пришла с конференции, думая, что я буду писать по этому поводу, мне сказали: можешь расслабиться и уже ничего не делать».
Местные телеканалы также испытывают потери – закрываются проекты. В меньшем количестве, но имеют место увольнения работников. Впрочем, пока на плаву держатся все харьковские каналы. Генеральный директор телеканала “АТВ/К” Василий Третецкий рассказывает, что здесь отдают предпочтение исключительно малобюджетным программам.
Василий Третецкий, ген. дир. АО ТРК “Право”АТВ/К”: «Певний запас міцності у нас є, але ми розуміємо, що, припустимо, на ньому тривалий час існувати ми не зможемо».
Однако сильнейший удар от кризиса получили печатные издания: в первую очередь, из-за подорожания бумаги, стоимость которой подскочила почти в два раза. С другой стороны, в условиях жестокой конкуренции издательства не имеют возможности увеличить стоимость своего издания. В этой ситуации выходом может стать электронная версия журнала или газеты. Как и остальные региональные издания, газета “Главное” ощутила на себе последствия кризиса, рассказывает ее главный редактор Евгений Маслов, а вот на работу одноименного сайта ничего не повлияло.
Евгений Маслов, гл. ред. газеты “Главное”: «Мы-то развиваемся параллельно – мы изначально запустили и газету, и электронный сайт, и сейчас, по сути, ну, по крайней мере, нечего стыдиться: на первых местах, в тройке лидеров по харьковскому региону, он очень хорошо развивается – там и газета, и ежедневное обозрение».
Уменьшение количества рекламы – основная причина, по которой страдают бюджеты всех СМИ. Производители «садятся на рекламную диету», тем самым оптимизируя собственные затраты. В этой ситуации шанс остаться с рекламным продуктом имеют только самые рейтинговые СМИ, утверждает специалист по рекламе Анатолий Рябкин.
Анатолий Рябкин, специалист по рекламе: «Как любой предприниматель, все рекламодатели начинают оптимизировать свой рекламный бюджет. Оптимизация происходит очень простым и понятным способом для рыночной экономики, и она заключаются в том, что убираются те издания, которые приносят наименьшую отдачу».
С нового года количество рекламы только уменьшится, а значит – несладко будет и средствам массовой информации. По прогнозам экспертов, количество рекламы в рейтинговых СМИ уменьшится приблизительно на 30%, доля рекламного продукта в непопулярных газетах и телеканалах упадет на 70 – 80%, что может привести к их гибели.
Лия Хмара