Крым спасает курортный сезон

Крымское министерство курортов и туризма обнародовало первые итоги сезона. К середине августа на полуострове отдохнули 3,5 млн. человек. Это на 12% меньше, чем в прошлом году. Но в турфирмах уверены: процент серьезно занижен. Некоторые турагентства недосчитались и половины клиентов прошлого года. Крым проигнорировали и богатые, и бедные курортники.

Портрет отдыхающего-2009

Мрачные прогнозы экспертов, предсказывавших провальный летний сезон, не портили настроения представителям туристической отрасли полуострова. Все рассчитывали заполучить на свои пляжи завсегдатаев турецких и египетских курортов. И действительно, по итогам сезона, Турцию посетило на 20% меньше украинских отдыхающих, чем в прошлом году. Но, отказавшись от Турции, они вовсе не спешат оккупировать родные курорты.

“Если Крым посетило всего на 12% меньше туристов, чем в прошлом году, то это очень хорошие показатели. Но, думаю, цифра гораздо больше – до 20%”, – заявил интернет-газете президент Ассоциации туроператоров Украины Игорь Голубаха. По его словам, в 2009 году Крым потерял туриста среднего класса, на которого и рассчитана основная масса отелей и услуг. Это, как правило, люди, имеющие кредитные обязательства перед банками. Финансовый кризис поставил их перед выбором – отдыхать или отдавать долги. Большинство выбрали второй вариант.

Но и курортом для бедных Крым тоже не стал. Директор информационно-маркетинговой компании “Курорты Крыма” Александр Бурдонов рассказал интернет-газете: “По данным лесников, количество палаток на берегу было в два раза меньше, чем в прошлом году”. Немногочисленные небогатые отдыхающие обходят стороной пансионаты и предпочитают селиться в частном секторе. Меньше других просел люксовый сегмент курортной индустрии. Постояльцев дорогих гостиниц и санаториев стало меньше всего на 10%.

Кого сгубила жадность?

В начале сезона владельцы отелей и пансионатов не очень-то спешили учитывать влияние кризиса в своей ценовой политике – июньские цены особо не радовали туриста. “Большинство крымских пансионатов выставили цены на уровне прошлого года”, – рассказала интернет-газете менеджер туристической компании “РиммаТур” Людмила Панасенко. За что и поплатились – даже в разгар сезона заполняемость мест отдыха не была стопроцентной. По данным райисполкомов и администраций курортных районов, в здравницах отдохнуло на 22% туристов меньше, чем в прошлом году, а коэффициент заполняемости составил 88%. “Даже в кризисный 1999 год была хоть одна неделя, когда загрузка Крыма была 100% и ощущался дефицит мест. В этом году дефицита мест не было вовсе”, – констатирует Бурдонов.

Те, кто поедет в крымский отпуск в сентябре, выиграют больше, чем отдохнувшие в июне. И причина – не только в традиционном снижении цен в бархатный сезон. Оставшись один на один с пустыми номерами, отельеры призадумались и начали снижать цены еще в разгар лета. Правда, не все. Первыми отреагировали на требование времени владельцы мини-отелей на востоке и западе полуострова. Если в начале сезона они выставляли цену в 600-700 грн. за номер, то в августе продавали те же номера чуть ли не вдвое дешевле. И не прогадали – число постояльцев таких заведений в августе выросло. А в сентябре есть шанс и отыграться за провальные месяцы – по прогнозам замглавы Госслужбы туризма и курортов Ольги Соколовой, на бархатный сезон прогнозируется наибольшее заполнение крымских курортов.

Но если номер в гостинице в сентябре можно снять дешевле, на обвал цен в околотуристической отрасли рассчитывать не стоит. В этом сезоне подорожали и рестораны, и музеи, и пляжные услуги. Бурдонов приводит в пример Судак: “Люди по набережной ходят, а кафе пустуют – два-три столика занято в лучшем случае”. Стремление побольше заработать поддерживается на самом высоком крымском уровне. Председатель Совета министров Крыма Виктор Плакида не видит необходимости повсеместно снижать цены на продукты питания. И так объяснил журналистам свою точку зрения: “Те, кто приехал отдыхать, имеют право купить дороже”.

Свои проколы сотрудники туристической отрасли Крыма учтут уже только к следующему сезону. Александр Голубаха полагает: чтобы лето-2010 было успешным, гостиницам и пансионатам необходимо снизить цены на 25-30%. Но крымские туроператоры поняли: дело не только в ценах.

У туриста, приехавшего на полуостров, нет никакой возможности определить класс гостиницы. Только 13 объектов из почти тысячи имеют государственные сертификаты. А поскольку рынок не структурирован, в Крыму наблюдается полная вакханалия цен. “Есть пансионат, где штукатурка сыплется с потолка, зато номер в нем стоит 540 гривен. А есть гостиница в Ялте, три звезды с бассейнами и тренажерами – 750 гривен”. “Курорты Крыма” совместно с Крымской ассоциацией туристических агентств придумали систему звездности для отелей – добровольную оценку общественных организаций. Но даже она поможет туристу сориентироваться. Ввести такие звезды планируют уже с начала следующего сезона.

«Сейчас»

Ми використовуємо cookies! Читати більше