Сто восемьдесят миллионов гривен – именно такая сумма необходима на строительство Харьковского метрополитена в 2008 году. Открытие станции метро “Алексеевская”, продолжение строительства той же линии, начало работ в направлении Одесской. В том, что пуск метро – задача стратегическая согласны представители всех уровней власти, только вот кто будет заниматься решением этого вопроса, обсуждается не первый месяц. Тема метро стала основной в политических распрях: из разных лагерей звучат обвинения, что именно оппоненты не хотят удовлетворить потребности харьковчан и тормозят стройку. В саботаже строительства метрополитена мэр Харькова Михаил Добкин обвинил губернатора Арсена Авакова – уже три года, по его словам, из облбюджета губернатор не выделяет деньги на подземку только из-за ревности к предшественнику. В то время как муниципалитет на главную городскую строку потратил за тот же период почти 90 миллионов гривен.
Михаил Добкин, мэр Харькова:
“У нас есть достоверная информация, о том, что станция тормозится и деньги не выделяются из областного бюджета только потому, что мы станцию “Алексеевская” хотели назвать станцией имени Евгения Кушнарёва.”
В облгосадминистрации не скрывают – вникать в подобные обвинений мэра, считают абсурдным: Аваков возглавляет не областной совет, а обладминистрацию. К распределению средств главного регионального кошелька, если и кто имеет отношение, так однопартиец Добкина – Василий Салыгин. Функции исполнительной власти – добиться выделения дополнительных средств на метро из бюджета, то есть к определённой субвенции 74 миллиона попросить ещё сто. Тем более, предварительные переговоры с премьером Юлией Тимошенко уже проведены.
Владимир Бабаев, 1-й зам. губернатора:
“Наша задача не забрать четыре миллиона шестьсот, наша задача не забрать 73 миллиона с социально-экономического развития области и приплюсовать к строительству метрополитена и таким образом в области больше ничего не делать, а наша задача убедить правительство добавить сюда сто миллионов из госбюджета и мы знаем где их взять в госбюджете.”
Председатель облсовета Василий Салыгин также не скрывает – несмотря на принятую областную программу развития метрополитена, надеяться приходится только на госсубвенции. И дело не в доброй воли областных властей, а в Бюджетном кодексе 2002 года. До этого времени облсовет мог свободно распоряжаться бюджетом и выделял деньги на строительство подземки, теперь распределение средств, происходит чётко по указаниям Киева. И если город имеет свободный средства от сбора земельного налога, облбюджет за свои распределения не отвечает – по своему решению депутаты могут использовать только арендную плату за коммунальные объекты.
Марина Вишневская, зам. председатель облсовета:
“Ни мы сегодня делим, что мы хотим отдать тому или сему. Нам Киев расписал по строчечке туда, туда, туда. Но у вас есть второй источник дохода, о котором я вам сказала, который идёт на ваши делегированные полномочия – то ли вы строительство, то ли вы будете финансировать программы. Так у нас этот источничек составляет 5 миллионов, а у города Харькова – 220 миллиона!”
Мария Вишневская соглашается, метро строить надо – но всё-таки это городская стратегическая задача, у Харькова больше для этого финансовых возможностей, а из областного бюджета надо дать ещё деньги в сёла, больницы и учреждения культуры. Именно у муниципалитета есть возможности поддержать главную свою стройку, пока придут государственные субвенции. Ожидая их, мэр Харькова пошел ва-банк, объявив, что не даст просто так денег на подземку.
Михаил Добкин, мэр Харькова:
“Я принял такое решение – если из государства будет выделено достаточно средств, и горбюджета будут выделены дополнительные суммы. Если государство не выделит средств чтобы открыта была одна станция – мы зарывать городские деньги просто так не будем.”
В том, что строительство подземки в Харькове будет продолжено, областные власти не сомневаются – консервировать проект, утверждает Марина Вишневская, ещё дороже. На кону вопрос кто получит лавры главного метростроителя – сегодня убедить правительство дать денег на харьковское метро обещает каждый заметный игрок политического поля.
Марина Николаева