Утром деньги – вечером рейтинг. Именно по такому принципу любая политическая сила может состряпать себе нужные цифры, утверждают социологи – люди, которые как раз и занимаются составлением рейтингов. В таких случаях речь, как правило, идет о малоизвестных социологических службах.
“Кроме профессиональных центров существуют еще такие практики – создаются центры-однодневки с людьми, которые не дорожат своей репутацией, которые готовы фальсифицировать, продать честь и совесть, чтобы дать то, что нужно, ту цифру, которую требует заказчик, а после выборов раствориться и исчезнуть.” |
“И предложили 4 тысячи долларов наличными, сразу же, за то, чтобы этому блоку, который в общем-то имеет нулевой рейтинг, чтобы 2,5 процента дали в рейтинге. Естественно, тут же появляется рейтинг 2,5 процента. В этом рейтинге тоже было несколько неожиданных цифр, была цифра 5,1 процента для Соцпартии Украины, еще были цифры. И после этого они взяли расписку с Бондаренко, что он 4 тысячи долларов принял, и опубликовали это все в газете “Сегодня”.” |
“Это удержание своего электората. Просто если партия стабильно набирает 2-2,5 процента и ей чуть-чуть не хватает, то многие избиратели могут подумать, что мой голос пропадет и лучше я отдам за соседа. И тогда партия может прибегать к искусственному завышению рейтинга, чтобы удержать свой электорат, чтобы он за нее проголосовал.” |
“Но проблема не в том, кто это сделал и кто манипулировал, а проблема в том, что вы такие! Как говорил профессор Преображенский: “Разруха не в клозетах, а в головах!” И если вы этому верите, то это ваши проблемы, если вы вынуждены прогибаться под редакционную политику или тому, кто оплатил в кассу этот заказной сюжет, – это ваши проблемы, подчеркиваю!” |
“Не надо во всем винить прессу, уважаемые! Мы только повторяем то, что вы делаете. Всё!” |
Социологи говорят, что в масштабах страны лучшего всего верить известным, с хорошей репутацией соцслужбам. Таких – единицы. Проблема в том, что центрам-однодневкам не требуется лицензии Социологической Ассоциации Украины на проведение исследований. В демократическом обществе, подчеркивают социологи, процедура лицензирования добровольна. А то, что такое положение вещей позволяет легко зарабатывать тысячи долларов за лживые рейтинги, очевидно, издержки производства.
Виктор Шаправский