“Кто покупает и кто продает рейтинги?” или “Каким соцопросам в Украине стоит верить?”

Утром деньги – вечером рейтинг. Именно по такому принципу любая политическая сила может состряпать себе нужные цифры, утверждают социологи – люди, которые как раз и занимаются составлением рейтингов. В таких случаях речь, как правило, идет о малоизвестных социологических службах.

Свежайший пример. В скандальную ситуацию попал директор Института политических и социологических исследований имени Шевченко Владимир Бондаренко. Корреспондент газеты “Сегодня” под видом представителя Христианского блока сделала ему “выгодное” предложение.

Политологи говорят, что заказные рейтинги могут с выгодой использоваться многими партиями и блоками. Крупными и известными – для формирования образа своего лидера, как успешной и сильной личности, а не очень удачливыми – для удержания избирателя.

Самым же опасным моментом таких рейтингов Денис Кирюхин считает возможность использования их для того, чтобы оспорить результаты выборов. Если партия получит меньше голосов, чем предсказывали социологи, то у нее будет повод обратиться в суд. Социологи и политологи признают нечистоплотность многих своих коллег, но не отказывают себе в удовольствии поругать и средства массовой информации за то, что они публикуют “липовые “рейтинги.

Владимир Коробов, соц. центр “Взаимодействие” (Херсон):

“Кроме профессиональных центров существуют еще такие практики – создаются центры-однодневки с людьми, которые не дорожат своей репутацией, которые готовы фальсифицировать, продать честь и совесть, чтобы дать то, что нужно, ту цифру, которую требует заказчик, а после выборов раствориться и исчезнуть.”

Владимир Никитин, политолог (Харьков):

“И предложили 4 тысячи долларов наличными, сразу же, за то, чтобы этому блоку, который в общем-то имеет нулевой рейтинг, чтобы 2,5 процента дали в рейтинге. Естественно, тут же появляется рейтинг 2,5 процента. В этом рейтинге тоже было несколько неожиданных цифр, была цифра 5,1 процента для Соцпартии Украины, еще были цифры. И после этого они взяли расписку с Бондаренко, что он 4 тысячи долларов принял, и опубликовали это все в газете “Сегодня”.”

Денис Кирюхин, Центр политических исследований и конфликтологии:

“Это удержание своего электората. Просто если партия стабильно набирает 2-2,5 процента и ей чуть-чуть не хватает, то многие избиратели могут подумать, что мой голос пропадет и лучше я отдам за соседа. И тогда партия может прибегать к искусственному завышению рейтинга, чтобы удержать свой электорат, чтобы он за нее проголосовал.”

Семён Уралов, политолог (Львов):

“Но проблема не в том, кто это сделал и кто манипулировал, а проблема в том, что вы такие! Как говорил профессор Преображенский: “Разруха не в клозетах, а в головах!” И если вы этому верите, то это ваши проблемы, если вы вынуждены прогибаться под редакционную политику или тому, кто оплатил в кассу этот заказной сюжет, – это ваши проблемы, подчеркиваю!”

Виталий Булат, журналист:

“Не надо во всем винить прессу, уважаемые! Мы только повторяем то, что вы делаете. Всё!”

Социологи говорят, что в масштабах страны лучшего всего верить известным, с хорошей репутацией соцслужбам. Таких – единицы. Проблема в том, что центрам-однодневкам не требуется лицензии Социологической Ассоциации Украины на проведение исследований. В демократическом обществе, подчеркивают социологи, процедура лицензирования добровольна. А то, что такое положение вещей позволяет легко зарабатывать тысячи долларов за лживые рейтинги, очевидно, издержки производства.

Виктор Шаправский

Ми використовуємо cookies! Читати більше