Кто выиграет от существующего газового контракта

Споры относительно конституционности решения о продлении срока пребывания российского флота в Севастополе идут вокруг семнадцатой статьи Конституции. Ведь в главном документе государства недвусмысленно написано: на территории Украины не допускается расположение иностранных военных баз. Но, ссылается политолог Владимир Никитин, Конституция имеет и переходные положения, позволяющие временное их пребывание на условиях аренды. Поэтому соглашение между Януковичем и Медведевым является и законным, и достаточно обоснованным.


Владимир Никитин, политолог:
«В данном случае мы говорим, что есть новый договор, поэтому, конечно, он должен пройти чистилище Верховной Рады, и то, что оппозиция призывает и требует внеочередного заседания, другое дело, какое решение будет принято. Поэтому я считаю, что это соглашение было заключено с нормами Конституции, потому что переходные положения они являются частью документа».

Коллега Никитина Галина Куц, наоборот, уверена, что договор по флоту – антиконституционное решение. Эксперт отмечает: переходные положения касались только существующих баз и на время, прописанное ранее. В настоящее время решение о пребывании российских военных должно было сначала обговариваться в парламенте, Нацсовете по вопросам безопасности и непосредственно в обществе, а не решаться кулуарно.


Галина Куц, политолог:
«Зараз ми чуємо, що й нові кораблі там з`являться. Тобто знову ратифікувати, а якщо по-новому, то треба вносити зміни до Конституції, а якщо вносити зміни до Конституції, то потрібно все ж проводити референдум».

Во-первых, отмечает Куц, своими договоренностями Янукович фактически нарушает свои же обещания о внеблоковом статусе Украины, во-вторых – если бы даже большинство проголосовало за пребывание российского флота на территории Украины, то нужно было бы требовать эквивалентную цену за это – например, разделение границы и возможность добывать газ на своем шельфе.


Галина Куц, политолог:
«У світовій практиці за такі ж самі гектари землі держави платять мільярди в рік, у нас буде – 100 мільйонів в рік. Можливо спочатку необхідно було єднати питання – ви будьте, існуйте собі, – але оренда повинна бути на світовому рівні. Й коли оренда буде на світовому рівні, й ціни на газ на світовому ринку, а що ще ви нам дасте, щоб ми продовжили ваше перебування тут?»

От существующего газового контракта, уверены эксперты, выиграет не много украинцев. Для населения тарифы на газ и жилищно-коммунальные услуги вопреки существующим мнениям также вряд ли будут снижены, потому что для этой категории потребителей используется не импортированный, а украинский газ. И если “Нефтегаз” решит увеличивать добычу собственного топлива, то под это придется привлекать инвестиции. Именно этим Вице-премьер Сергей Тигипко накануне объяснял, что тарифы на газ и жилищно-коммунальные услуги, возможно, все равно придется поднимать. И хотя уже сегодня президент Виктор Янукович пообещал не повышать цены на газ для населения в этом году, реалии, говорит экономист Владимир Соболев, могут оказаться другими.


Владимир Соболев, экономист:
«Как минимум потребителям не стоит рассчитывать на какое-то понижение, это бесспорно. Потому что практика такова последних лет, если мировые цены на нефть или газ падают, то это никак не отражается на внутренних ценах на бензин и коммунальные услуги. Закономерность известна – монополизм не предполагает в нашей стране движения в сторону понижения. Скорее даже, что вероятность повышения тарифов сохраняется».

Промышленные потребители также не получат какого-либо ощутимого снижения цен на газ. Это мнение опубликовала “Украинская правда” со ссылкой на аналитика инвесткомпании Astrum Investment Management Алексея Блинова, поскольку средняя цена импортного газа в 2010 году должна быть на 24 % выше средней цены 2009 года. Прибыль могут получить некоторые металлургические олигархи, говорят эксперты, но они, имея скидки на газ, потеряют стимул для внедрения энергосберегающих технологий, что скажется на развитии экономики. В плюсы, говорят специалисты, можно записать отмены штрафных санкций за недобор топлива, но это не спасет от российской экспансии, которая за счет таких договоренностей уже началась на украинском рынке и затронет важнейшие сферы промышленности, в частности самолетостроение.

Get the Flash Player to see this player.

var s1 = new SWFObject(“mediaplayer.swf”,”mediaplayer”,”560″,”420″,”7″);
s1.addParam(“allowfullscreen”,”true”);
s1.addVariable(“width”,”560″);
s1.addVariable(“height”,”420″);
s1.addVariable(“file”,”video/news/10_04_22_Gaz.FLV”);
s1.write(“container”);

Марина Николаева

Ми використовуємо cookies! Читати більше