Местные выборы 2015: новый закон против старых лиц

Динамика, демократия, диалог – это три слова ярко описывают первое общественное обсуждение законопроекта «Про місцеві вибори», которое прошло на прошлой неделе. Украинское политическое настоящее бурное и непредсказуемое – несмотря на скепсис многих политиков, вчера законопроект уже стал законом.
Подковерные договоренности, политические квоты, непонятные голосования и еще более нелогичный отзыв голосов – так сегодня, к сожалению, происходит законотворческий процесс. Несмотря на это в общественном сознании уже произошли необратимые тектонические сдвиги – народ берет на себя ответственность за судьбу страны. Общественное обсуждение нового предвыборного закона, инициатором которого выступила фракция «Объединение «Самопомощь», показало, что сегодня соавторами законопроектов могут стать врачи, психологи, юристы, волонтеры, строители, аграрии – активные представители общественного мнения.
РЕПУТАЦИЯ КАНДИДАТА  – ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ
Наверное, впервые общественность Харькова реально присоединилась к процессу законотворчества. В воскресенье в Харькове состоялось общественное обсуждение сверхважного для страны законопроекта –  «Про місцеві вибори» (2831-3), а уже вчера вечером судьбоносный для страны закон был проголосован 257 депутатами.
Документ, который приняла Верховна Рада коренным образом изменяет существующую модель местных выборов. Мажоритарная система остается только на выборах в сельские и поселковые советы. Избрание в советы высшего уровня будет происходить по пропорциональной системе с преференциями (открытыми списками).
Выборы депутатов областных, районных, городских, районных в городах советов будут проводиться по пропорциональной избирательной системе в многомандатном избирательном округе по избирательным спискам местных организаций политических партий с закреплением кандидатов в территориальных избирательных округах, на которые делится многомандатный избирательный округ.
Закон также вводит выборы мэров крупных городов (более 90 тыс. избирателей) в два тура и по принципу абсолютного большинства в едином одномандатном избирательном округе. Документ четко устанавливает количественный состав местных советов в зависимости от количества избирателей, повышает избирательный барьер до 5% голосов избирателей и изымает из перечня субъектов избирательного процесса избирательные блоки.
В целом, к законопроекту № 2831-3 поступили 1548 предложений от народных депутатов, часть из которых учтена при разработке ко второму чтению. В частности, учтены предложения по количеству избирательных округов, формирование состава избирательных комиссий на паритетном основании, определение очередности кандидатов в депутаты от местной организации партии, проведение повторного голосования, гарантии открытости процесса местных выборов, полномочия ЦИК при формировании территориальных избирательных комиссий и сроков формирования таких комиссий, усовершенствована процедура образования одномандатных избирательных округов и их количества, формирования списков избирателей и пр.
Народный депутат от фракции «Объединение «Самопоміч» Роман Семенуха отметил, что законопроект «Про місцеві вибори» не без недостатков, но все равно документ является прогрессивным, полнее представляет волеизъявление граждан, а, главное, – начинает время пропорциональности выборов и ответственности политических партий за своих представителей во власти.
Роман Семенуха, народный депутат от фракции «Объединение «Самопоміч»:
«Виборець прийшовши на виборчу дільницю голосує не лише за партію, а й за певного кандидата, який є у списку цієї партії і якому він довіряє більше ніш іншим кандидатам від цієї політсили. При підбитті результатів виборів, у разі подолання партією прохідного бар’єру, до тієї чи іншої ради потрапляють ті кандидати від партії, які отримали найбільшу кількість голосів.»
По его словам, это позволяет даже наименее демократическим партиям самоочищаться, ведь партия несет полную ответственность за свой количественный и качественный состав. Например, когда в списках есть кандидат с сомнительной репутацией, вряд ли избиратели будут за него голосовать и сомнительно, что такой человек вообще попадет в список политической партии.
Такая избирательная новация – это и есть голосование по открытым партийным спискам, ведь избиратель будет знать не только верхушку партийного айсберга, которая обычно состоит из 5-10 лидеров политсилы, а всех кандидатов, участвующих в выборах от партии. По убеждению участников общественных слушаний открытые партийные списки положительно повлияют на развитие политических партий, будут тщательно отбирать своих членов , ведь главным критерием становится – общественное мнение и репутация кандидата.
ПОЛИТИЧЕСКУЮ РЕКЛАМУ СЛЕДУЕТ ОГРАНИЧИТЬ
В законе «Про місцеві вибори» было учтено подавляющее большинство поправок, внесенных фракцией “Объединение “Самопомощь”. Однако некоторые важные предложения не были включены в финальный документ. В частности, это касается ограничения политической рекламы.
Народный депутат от «Самопомощи» Ярослав Маркевич подчеркнул, что урегулировать вопрос политической рекламы необходимо отдельным законом:
«Обмеження політичної реклами приведе до того, що кандидати будуть змушені напряму спілкуватися с виборцем, а не через набридливу політичну рекламу, яка щовибори атакує українців через екран телевізору. Таким чином між політиками та виборцями відбуватиметься живий діалог: кандидати будуть змушені враховувати думки громадян, переконувати їх у власній позиції та доносити головні ідеї партійних програм»
В новом законе степень защиты избирательного бюллетеня для соответствующих местных выборов устанавливается избирательной комиссией. По мнению участников общественных слушаний, необходимо на законодательном уровне четко выписать требование печатать бюллетени на защищенной бумаге, чтобы минимизировать риски фальсификации результатов выборов.
В законе также указано, что местные выборы не состоятся на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей до окончания антитеррористической операции. На этом также принципиально настаивала фракция «Объединение «Самопомощь».
Запрет включения в избирательный процесс блоков, установленный новым законом, в воскресенье была поддержана подавляющим большинством участников общественных слушаний. В результате обсуждения участники мероприятия согласились, что существование блоков вредит развитию политических партий, так как позволяет политическим силам, которые потеряли доверие общества, из года в год попадать в Верховную Раду. Кроме этого, избирательные блоки  – это лазейка в парламент для маргинальных партий.
В целом, участники собрания согласились, что новый законопроект является более прогрессивным, отвечает принципам справедливого волеизъявления и честности выборов. Все замечания, поступившие от харьковской общественности, были озвучены на заседании фракции «Объединение «Самопомощь» накануне голосования.
Привлечение общественности к законотворчеству является прогрессивным шагом в развитии демократии и ответственного гражданского общества. Поэтому эта встреча – только начало, ведь на повестке дня Верховной Рады немало законопроектов, требующих срочного рассмотрения.
«Заручившись підтримкою громадськості, нам, народним депутатам, які представляють Харківщину, буде легше відстоювати свою позицію під час того чи іншого голосування у парламенті, – подчеркнул Ярослав Маркевич.
Следующая дискуссия с лидерами общественного мнения с участием народных депутатов от «Самопомощи» состоится уже в эту субботу. Следить за ходом обсуждения можно по анонсам на странице «Об’єднання «Самопоміч» – Харків» https://www.facebook.com/samopomichkh
 

Ми використовуємо cookies! Читати більше