Коровы Рябина и Люта – главная надежда Натальи Гладченко. Сама она не работает, зарплата мужа мизерная. На деньги от свежего молока, которое женщина каждое утро сдает заводской цистерне, можно было бы жить. Но в последнее время, говорит Наталия, заводы просто грабят крестьян.
Наталья Гладченко, жительница с. Митрофановка:
“90 копійок – це не ціна. Як у мене син прийде, каже: «Ма, давай купим напиток.» Я кажу: «Синок, та пий молочко, воно дешевше». Напіток, півлітрова бутилочка, руб тридцять. А літра молока – 90 копійок.”
Крестьяне подсчитали: выпасать коров, заготовить и перевезти сено, сделать животным все прививки будет стоить больше, чем вся выручка с молока. Другого выбора, чем сдавать его на завод, нет. Из таких поселков, как Митрофановка, далеких от больших городов, везти молоко на рынок дорого. Да и скиснуть на жаре может.
Надежда Гончарук, сельский голова:
“Якщо взяти статистику по сільській раді, на 1 січня 2007 року було 224 голови великої рогатої худоби, ну то єсть, корів у населення. А на 1 січня 2008 року – 186 голів. Йде зменшення поголів’я. І з кожним роком все зменшується і зменшується. Чи може це змова проти селян, хочуть зовсім задушити село?”
Возможно, это и есть сговор, посчитали в антимонопольном комитете. В начале года эксперты аграрного рынка прогнозировали на июнь другую закупочную цену для крестьян. Не 90 копеек за литр, а все полторы гривны.
Виктория Нагний, глава Харьковского отделения АМКУ:
“Цена на продукцию молокоперерабатывающих предприятий не уменьшается. Если б она уменьшалась, можно было бы сказать, что закупочная цена уменьшилась, то и отпускная. Поэтому в ходе рассмотрения дела будем доказывать нарушение законодательства со стороны молокоперерабатывающих предприятий.”
Крестьянское молоко в супермаркеты не поступает, рассказывают промышленники. Пакетируется продукция агрофирм, а то, что привозит цистерна из села, идет на производство твердых сыров и сухого молока.
Михаил Жорник, начальник управления АПК Харьковской ОГА:
“Гірша якість. Воно не контрольоване. І тварин достатнім образом не контролюється здоров’я. На сьогодні є вимога Світової Організації Торгівлі – а ми вже вступили в неї – що не повинні руки доярки торкатися до молока. Повинно все бути механізовано, автоматизовано.”
По статистике, сегодня в Харьковской области частники сдают молока столько же, сколько и сельхозпредприятия. Однако вскоре пропорция существенно изменится в пользу последних, убеждены аграрные чиновники. И исконная крестьянская традиция держать коров уйдет в историю.
Вероника Александрова, Марина Николаева
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”