С улицы парадное 44-го дома по Мироносицкой ничем не отличается от других. Разницу понимаешь, когда попадаешь во внутрь. На стенах цветы в вазонах и переплетения лепестков и узоров. Все это – дело рук известного академика живописи Николая Самокиша. В 1910 году, по просьбе своего знакомого – известного харьковского мецената Степана Бойко, он разрисовал стены подъезда в стиле украинского модерна. Однако былое величие и красота сейчас находится в жалком виде.
Наталья Григорьевна, жительница дома:
“Я здесь с 50-го года. Т.е. 52 года. Дом в 50-ые годы был конечно же в лучшем состоянии, но они уже были нарушены проводкой.”
Несколько раз в подъезде делали ремонт. В один из них бригада рабочих попросту закрасила стены масляной краской. В 73 году им подарили вторую жизнь. Но, не харьковские реставраторы, а студенты киевского худпрома. Узнав об уникальном подъезде, они специально приехали в Харьков и открыли росписи. К тому же установили и памятную доску, свидетельствовавшую о том, что рисунки выполнил известный академик живописи Николай Самокиш. Впрочем, вскоре доска пропала, а в подъезде стала появляться живопись уже другого рода.
“Ветшает. Никто этим не занимается, хотя и обращались неоднократно. Приезжали представители Канады, были очень возмущены, что у нас в таком состоянии росписи Самокиша.”
Настенные рисунки в подъезде на Мироносицкой в своем роде уникальны. Немногие известные художники вместо холста используют стены. Самокиш за свою жизнь к этому жанру прибегал лишь дважды – в Харькове и в Полтаве, там он раскрасил стены одного из музеев. Правда здание не сохранилось – оно было разрушено во время войны. Впоследствии полтавчане по эскизам восстановили рисунки Самокиша. В Харькове после 73-го года никаких реставрационных работ самокишевских росписей не велось. Все обращения жильцов во всевозможные инстанции успехом не увенчались. Ответ один – денег нет.
Светлана Ефанова