Новый закон о выборах поможет “Регионам” ?

Автор АТН

Закон уже принят, а его недостатки только определяются и обсуждаются. Но тот факт, что Президент документ подпишет, не вызывает сомнений ни у представителей власти, ни у оппозиции, ни у экспертов. Хотя надежда на внесение поправок все же есть, ученые и представители общественности констатируют: власть скорректировала избирательное законодательство для своей победы и вряд ли от этого откажется. Единственная уступка, которая уже сделана для оппозиции, и за которую она, собственно, и голосовала – усиление контроля над процедурными вопросами, считают эксперты. В целом, процесс выборов не изменится. Усилится лишь контроль над голосованием на дому, что должно помешать фальсификациям. Так тем, кто внесен в реестр избирателей как не в состоянии дойти до участка, необходимо будет предоставить не только заявление, а и медицинскую справку о такой необходимости. В день голосования внести свою фамилию в списки можно будет снова только через суд.

Александр Фисун, политолог: «Мы пришли к такому избирательному закону, который существенно усиливает процедурную часть, и, таким образом, теоретически обеспечивается возможность демократического результата при любой избирательной форме».

Правда, насколько улучшено само качество реестра избирателей – неизвестно, говорят специалисты, – властные органы не отчитываются о внесении поправок, поэтому как могут быть использованы ошибки в реестрах при зачете результатов выборов, предсказать трудно. В отличие от процедуры, саму избирательную систему закон меняет кардинально. Отныне в парламент попадут не блоки, а партии. И только те, кто наберет не менее 5 % голосов, вместо 3-х. Повышение проходного барьера, считают специалисты, при определенных условиях может стать полезным, как для власти, так и для оппозиции. Первые таким образом лишаются оппонентов, которые еще не набрали достаточной мощности, и могут рассчитывать на управление одиночными депутатами, которые окажутся в Раде по результатам выборов в округах. Оппозиция же декларирует свое объединение и выступление единым фронтом. Но повышение барьера, говорят эксперты, в свою очередь, может повлечь увеличение количества судебных исков от сил, которые не набрали минимальной части голосов, и многочисленные перерасчеты бюллетеней. Следовательно, не попадание в парламент значительного количества сил, за которые проголосуют украинцы. Таким образом, говорят ученые, может сложиться ситуация, что парламент в стране выберет меньшинство граждан – ведь голоса одних не будут учтены, а другие не придут на участки. Уменьшение активности избирателей специалисты связывают с исчезновением из бюллетеней графы «против всех», что не позволит выразить протест, и, вместе с учетом политической апатии, прогнозируют низкую явку. И даже разделение депутатов на тех, кто избирается по партийным спискам, и тех, кто борется за место в парламенте в округах, не заинтересует избирателей, уверены эксперты. Именно предоставление 50 % мест в парламенте мажоритарщиками специалисты называют главной политтехнологией власти для получения большинства. Ведь провести на эти места «своих» чиновники попытаются при любых условиях. И, в первую очередь, с помощью админресурса.

Николай Селезнев, бывший руководитель облизбиркома: «Органы исполнительной власти, местного самоуправления – это те органы, которые сегодня вольно или невольно через принятие определенных решений, через осуществление, будем говорить, определенных социально-экономических действий они могут популяризировать того или иного кандидата в депутаты. Причем это можно делать не явно, и предъявить претензии довольно сложно. Собрать людей – не собрать людей, оказать помощь – не оказывать помощь, повесить объявление – не повесить объявление. Я могу привести массу примеров, когда мелкими, неконкретными действиями идет популяризация будущего кандидата в депутаты именно через органы исполнительной власти и местного самоуправления».

Тем более, говорит Селезнев, что именно провластные депутаты будут заранее знать каким образом чиновники «нарежут» округа, в то время как всем остальным это будет сообщено за 175 дней до дня голосования. По мнению экспертов, появление мажоритарщиков не принесет выгоды избирателям, ведь у них не будет достаточно финансов, чтобы решить глобальные проблемы округа, но привнесет в кампанию политическую коррупцию в виде подкупа, фальсификаций, черного пи-ара, судебных баталий.

Игорь Полищук, политолог: «Дай бог, чтобы мы избежали на каждом втором Мукачево, а не на каждом первом округе. Потому что ставки действительно велики. Поэтому иллюзий строить не нужно и под брэндом этого мажоритарного компонента пройдут просто управляемые люди, управляемые бизнесмены, а их можно понять – быть у нас в стране в оппозиции и вести бизнес не то что не модно, а невозможно».

Новым законом, уверены эксперты, власть заручилась и помощью комиссий, которые будут поддерживать именно их кандидатов. И хотя в последний момент права избиркомов сужены – снимать с регистрации кандидатов смогут суды. К тому же у кандидатов осталось право влиять на членов комиссии. Так их можно будет отозвать партии или кандидату, которых тот представляет, без объяснения причин. Кроме этого, именно уровень знаний членов комиссии, говорят специалисты, вряд ли будет высоким, ведь не предусмотрено обучение работников избиркомов. И, в первую очередь потому, что не ясно кого учить, ведь места в комиссиях гарантированно получают только представители парламентских фракций. Все остальные, а это представители мажоритарщиков и партий, которые даже не зарегистрировали, а просто выдвинули своих кандидатов, попадут в избиркомы лишь путем жеребьевки.

Николай Селезнев, бывший руководитель облизбиркома: «На сегодняшний день мы можем сказать, что партии-сателлиты, партии власти с помощью их и с помощью их субъектов, которые будут баллотироваться в территориях, могут обеспечить себе нормально большинство в комиссиях для обеспечения принятия необходимых решений».

Кроме этого, говорят эксперты, новый закон предоставляет власти еще один козырь в борьбе – контроль медиапространством. Ведь по новому документу СМИ, которое нарушило предвыборное законодательство, может быть лишено лицензии, или его работа будет приостановлена на время кампании. А это, уверены специалисты, предоставляет возможность властям в необходимый момент заткнуть рот всем неподконтрольным властям журналистам и дозировать информацию по личному предпочтению.

Марина Николаева

Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”

Ми використовуємо cookies! Добре Читати більше