Об этом говорится в письме Минюста за подписью замминистра ведомства в ответ на соответствующий запрос ZN.UA.
В частности, в самый разгар проведения итоговых контрольных работ по четырем предметам — математике, иностранному языку, истории Украины и украинскому языку, — оказалось, что настоящий приказ Минобразования №141 подлежит государственной регистрации.
Однако, видимо, в министерстве почему-то забыли, что в Украине с 1992 года существует нормативный акт, регулирующий отдельные моменты введения в действие подобных приказов, а именно: «Положение о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, других органов исполнительной власти».
Согласно п.15 этого положения, «министерства, другие центральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативно-правовые акты лишь после их государственной регистрации и официального опубликования. В случае нарушения указанных требований нормативно-правовые акты считаются не вступившими в силу и не могут быть применены».
“Может, в Минобразования решили, что документ, который касается многих тысяч школьников, — это акт персонального характера, или, например, имеющий рекомендательный, разъяснительный или информационный характер и, соответственно, не подается на государственную регистрацию?”, – предполагает издание.
ZN.UA отмечает, что приказ, по сути, меняет жизненный уклад учеников и предусматривает, что семестровая оценка по предмету выставляется с учетом оценки за итоговую контрольную работу. Причем об этом «экзамене» школьники узнали менее чем за три месяца до его проведения, и это только от даты появления приказа.
Соответственно, у тех родителей, которые будут недовольны результатами итоговых контрольных, есть все основания обжаловать их в суде и признать недействительным факт проведения таких контрольных.
Что же касается действий министра образования Дмитрия Табачника, не только подписавшего указанный приказ, но и возложившего на себя функции контроля за его исполнением, то его незаконные действия (или бездеятельность) как должностного лица могут быть как минимум предметом отдельного обжалования в административном суде, с соответствующим требованием компенсации морального ущерба.
Напомним, что государственная регистрация нормативно-правового акта заключается в проведении Министерством юстиции правовой экспертизы на соответствие его Конституции, международному законодательству и законодательству Украины. Такой регистрации подлежат нормативно-правовые акты любого вида (постановления, приказы, инструкции и тому подобное), если в них содержится одна или больше норм, которые задевают социально-экономические, политические, личные и прочие права, свободы и законные интересы граждан, провозглашенные и гарантированные Конституцией и законами Украины.