Ледовые гонки, финалом которых стала смерть человека, уже несколько дней обговаривают как рядовые автолюбители, так и спортсмены. Соорганизатор мероприятия Алексей Беседин до сих пор шокирован, говорит: подготовку соревнований контролировала мощная организация – «Автомобильная федерация Украины», маршалы и милиционеры не допускали зрителей на расстояние 30 метров от трека, всюду развесили оградительные ленты. То, что произошло, – трагическое стечение обстоятельств. Зрители нарушили правила безопасности и вышли на опасный участок в тот самый момент, когда водитель потерял управление над автомобилем.
Алексей Беседин, президент автомобильного клуба «Харьков», соорганизатор гонок: «Зрители у нас всегда пытаются попасть именно в то место, самое интересное, которое всегда бывает самым опасным, в этот раз у нас было и то и другое. То есть, одна машина летела по абсолютно не понятной траектории, а девочки просто выскочили посмотреть, потому что услышали рев двигателей».
В борьбе за лидерство машины шли вплотную, вспоминает Беседин, было ли их столкновение, сейчас не известно, но одна из машин выехала на снежный сугроб, на языке гонщиков – ее «затянуло» и она полетела в сторону на зрителей. Максим Шерстюк – опытный гонщик, вспоминает: во время соревнований действительно могут произойти непредусмотренные ситуации, на зрителя может наскочить не только автомобиль, а и полететь детали поврежденных машин. Поэтому специальные отбойники, которыми ограждают трассу, в данном случае были бы не лишними.
Максим Шерстюк, автогонщик: «Организаторы должны обеспечить в опасных участках какой-то там силовой отбойник для машин, если это большие скорости, зрители должны быть, наверное, все-таки за забором, который должен задержать машину, только не в том случае, если она будет перелетать через забор, как раз вот на ипподроме такого забора не было».
Таким отбойником могли бы быть, например, шины, скованные между собой металлической цепью или ограды, которые устанавливают вдоль трасс, предполагает гонщик. В идеале же подобные соревнования необходимо проводить на специальных картинговых треках. Таких в Харькове пока еще нет, вздыхает автоклубовец Денис Журавель, а ипподром, по его мнению, для проведения автогонок не очень приспособлен.
Денис Журавель, юрист Харьковского автоклуба: «Это нужно было продумать все изначально, и если где-то недочеты проявлялись по ходу, допустим организаторы видят, что зрители куда-то проходят, они должны были проконтролировать их и с привлечением сотрудником милиции не допустить к такому месту, где опасно, то есть изначально определить места, в которых можно размещаться зрителям, а в каких нельзя, то есть предпринять все меры для того, чтобы максимально обезопасить».
Одна из зрительниц до сих пор находится в реанимации, в состоянии ее здоровья нет ни позитивных, ни негативных сдвигов, рассказала новостям АТН заместитель мэра Светлана Горбунова-Рубан. Другая женщина почти сразу умерла от полученных травм. В шоковом состоянии в больнице оказался и сам гонщик, который попал в аварию. По словам организаторов гонок, мужчину уже опросили правоохранители. Но спортсмен, скорее всего за трагические последствия аварии не будет отвечать, анализируют юристы
Константин Куц, адвокат адвокатской конторы «Кортис»: «Поскольку возбуждено уголовное дело по факту халатности, то ответственными, если они нарушили правила проведения мероприятий, должны быть организаторы проведения мероприятий, почему – потому что потерпевшие, девушка, которая погибла и девушка, которая находится в тяжелом состоянии, прошли на ту территорию, где не должны были находиться по регламенту соревнований, то фактически нужно устанавливать – вследствие чего они там оказались, кто нарушил порядок проведения мероприятий, кто их туда допустил».
Однако отвечать должны не только организаторы соревнований, а и чиновники, которые подписали акты допуска к соревнованиям, и даже милиционеры, которые не должны были пускать людей на опасный участок.
Татьяна Доцяк