Если бы среднестатистического избирателя попросили найти 10 отличий между выборами этого года и выборами 2002-го года, для него, скорее всего, это было бы несложно. Ужесточенный закон о выборах реально уменьшил возможности фальсификаций, но, с другой стороны, сделал процесс голосования очень затяжным и зачастую неудобным. Изначально казалось, что технически процесс голосования должен быть проще. На этих выборах было всего пять бюллетеней, а четыре года назад их было аж восемь – два в Верховный Совет, по одному в облсовет, горсовет, райсовет, один бюллетень для голосования за мэра и еще два раза харьковчане отдавали голоса в рамках консультативного референдума – о специальном статусе города и статусе русского языка. На этих выборах – намного больше партий, поэтому бюллетени длинные, как полотна. В каждом листке партии были под разными номерами. Из-за этого процесс голосования нередко превращался в некую разновидность спортивного ориентирования. Не спасло ситуацию и то, что участки впервые работали на три часа дольше. Если на прошлых выборах выдача бюллетеней занимала минуту, то на этих – до пяти минут на заполнение нескольких граф в контрольных талонах – это тоже еще одно новшество. Четыре года назад таких трудностей не было.
Николай Селезнев, председатель облизбиркома
“Выборы проходили по каждому округу. Вот возьмем город Харьков. Было 17 фамилий в бюллетене. Так фамилии были, не названия партий! И бюллетень был не такого большого размера. Ну а если говорить, например, об Изюме, там в бюллетене было два кандидата, в Чугуеве – два, ну пять было, ну еще девять было.”
Еще одна особенность – избиратели на этих выборах получали бюллетени по алфавиту, а не по адресу. Возникала путаница. Люди из одной квартиры, но с разными фамилиями только при получении бюллетеней выясняли, что кому-то из них нужно было стоять в другой очереди. К тому же это нововведение вызвало подозрение о возможности фальсификаций.
Сергей Стороженко, зам. Губернатора
“ Мне кажется, что люди, которые принимали эти нормы, они не подумали над тем, что когда человек приходит на избирательный участок и ориентируется по адресу, то он одновременно и видит, кто на этом адресе прописан. Я не уверен, что на моём адресе злоумышленник не внесёт человека, который вдруг окажется там прописанным.”
На этих выборах за формирование избирательных комиссий впервые отвечали политические партии, а не чиновники. Многие партии хотели сэкономить на оплате работы членов своих представителей в избиркомах. Именно поэтому на многих участках долго не могли набрать минимально необходимый состав комиссий. Вместо того, чтобы предоставить людей для работы, партии направили огромное количество наблюдателей.
Георгий Григорьев, председатель окружной избирательной комиссии №176
“Партии, которые не покрывали участковые комиссии людьми, наблюдателей дали по 200-300 человек. И когда обращались за помощью – дайте людей для комиссии, они отказывали нам!”
Часть харьковчан из-за длинных очередей или неточностей в списках не смогла проголосовать. Правда, очень многие, в том числе и пожилые люди, рассказывают, что особых трудностей не испытали.
-Ну, большое количество просто, это единственное. Просто пока всех найдешь, отметишь…
-Ну, вы знаете, пожилым людям очень мелкий шрифт, но это же ни при чем! А вообще никаких сложностей я не испытала, два человека была очередь.
-Я заранее пришла на избирательный участок, нашла себя с мужем, потом пошли посмотрели номера, где какая партия, за что голосовать. Мы пришли, быстренько взял, птички поставили и поехали. Какие проблемы, я не поняла?
-Как бы маємо те, що маємо. Я надеюсь, что в следующий раз всё-таки эти выборы будут разнесены во времени, чтобы не было тех очередей и тех проблем, которые реально да, реально были.
Если первый блин и получился немножко комом, всё же он был съеден без особых последствий. Запад уже признал голосование таким, которое соответствовало международным стандартам демократических выборов. Как считают члены избиркомов, на следующих выборах уже удастся избежать тех недостатков, которые принесло с собой ужесточение избирательного законодательства.
Селезнев
“Мне представляется, что значительно усложнилась система. И избирателям, конечно, придется привыкать к этой системе, я думаю, что не одного года работа, она должна быть разъяснительная.”
Как говорит Николай Селезнев, разъяснять должны не только избиркомы, но и политические партии, многие из которых запомнились тем, что самоустранились от формирования комиссий на прошедших выборах.
Виктор Шаправский, Аркадий Шовский, АТН.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”