Соответствующий законопроект в Верховной Раде уже зарегистрировали депутаты от Партии Регионов. Документ пока что не прошел ни одной стадии рассмотрения в парламенте, но уже вызвал значительное возмущение автоинспекторов, а именно – попытка нардепов вернуть «письма счастья», уменьшить порог превышения скоростного режима и дополнительные полномочия инспекторов ГАИ, которые позволят отправлять автомобиль на площадку временного содержания и повышение штрафов. Среди позитивных изменений: маршрутчикам запретят брать деньги с пассажиров на ходу, а водителям – перевозить детей без автокресел.
Сделать правила дорожного движения более жесткими решили народные избранники от Партии регионов. Но не успели зарегистрировать законопроект, как его уже раскритиковали юристы и автоэксперты. Предлагается вернуть «письма счастья», как это было в 2008-2009-м годах. Тогда спецприбор фиксировал автомобиль, который якобы превышал скорость и штрафовали владельца автомобиля. Кроме многочисленных фальсификаций и неточностей общественным активистам удалось доказать главный абсурд подобной практики – штрафовать владельца, даже если его не было за рулем.
Бывший ГАИшник Вячеслав Манукян говорит: лично дважды становился жертвой фотокамер, приходилось судиться.
Вячеслав Манукян, аварийный комиссар: «Тот горький опыт этих писем – были ситуации, когда прибор, который фиксировал – «Визир» или «Трукам», фиксировал не только автомобили, но и дома двигающиеся и заправки двигающиеся – что угодно!»
Подобная практика более 20-ти лет существует в странах Европы, анализируют юристы. Впрочем, там наказывают водителя только в том случае, если на фото четко видно его лицо и номер автомобиля. Украинские законодатели процедуру усовершенствовали – водителя будет искать владелец машины. Не успел за 10 дней – штраф будет платить лично.
Денис Журавель, юрист Харьковского автоклуба: «Меня как юриста в первую очередь возмущает тот факт, что сами «письма счастья» признаны неконституционными, эти положения, которые там были, их исключили и из Кодекса Украины об административных правонарушениях, и из Закона о дорожном движении – это положения, которые действительно прямо нарушали права граждан!»
Во-вторых, депутаты решили бороться с гонщиками. За превышение скорости больше чем на 10 км/ч будут выписывать штраф до 850-ти гривен. Сейчас же ответственность наступает только в случае превышения скорости больше чем на 20 км/ч, этим водители пользуются и в населенных пунктах меньше 80-ти не ездят.
Олег, стаж вождения 3 года: «Если человек уже привык – натура! Смотришь – ГАИшников нет – притопил! Так что вряд ли на мне это скажется!
Александр, стаж вождения 10 лет: «Я езжу медленно, потому что моя машина складывается на скорости 50 км/ч в гармошку, а если я попаду, к примеру, вот в этот Jeep, вот ему ничего не будет, поэтому они как летали, так и будут летать».
Полномочия ГАИшников могут расшириться: им позволят садиться за руль чужого автомобиля и отправлять его на штрафплощадку. Но за какие именно нарушения, в законопроекте не уточняется, беспокоится автоклубовец Денис Журавель, допускает – это может привести к злоупотреблениям со стороны ГАИшников.
Денис Журавель, юрист Харьковского автоклуба: «Сейчас эта статья Кодекса об административных правонарушениях сформулирована таким образом, что практически за любое нарушение правил дорожного движения автотранспортное средство можно временно разместить на этом майданчике. Только если раньше нужно было вызывать эвакуатор для этого, то сейчас предлагается дать право сотруднику ГАИ сесть за руль вашего автомобиля и доставить его на специальный майданчик».
Из позитивного, отмечают юристы, нардепы наконец решили приструнить маршрутчиков – за сбор платы с пассажиров во время движения транспорта их будут наказывать на 340 гривен.
Маршрутчики возмутились. Сергей работает водителем автобуса 4 года, говорит: вынужден нарушать правила. Мол, если будет собирать деньги только на остановках, не успеет по графику и получит выговор от начальника.
Сергей, водитель маршрутки: «Нереально просто на каждой остановке собирать деньги, а потом ехать – время, время! Я езжу в графике, если я на каждой остановке буду деньги брать и сдачу давать, я никуда не успею!»
Подобная спешка нередко приводит к авариям, ГАИшники подсчитали – за два с половиной месяца текущего года уже произошло более 60 ДТП с участием водителей автобусов. Пассажиры подтверждают: поездки в маршрутках превратились в гонки на выживание. За проезд и так платят много денег, поэтому собственники могли бы раскошелиться на кондуктора.
Татьяна, преподаватель института: «Постоянно – держишься, хватаешься за все, что угодно, потому что водитель не в состоянии контролировать одновременно два процесса, очень часто! У нас еще такой спуск очень резкий, и водитель берет деньги и одновременно должен выехать, выруливать – это очень страшно».
Тройной удар ожидает и таксистов, против них выступают и нардепы, и ГАИшники, и молодые родители. Водителям такси запретят перевозить детей без автокресел, в противном случае – штраф до 425-ти гривен. ГАИшники таким образом надеются уменьшить количество пострадавших в ДТП детей. Только с начала этого года в Харьковской области произошло три десятка аварий, в которых были травмированы дети, трое из них погибли. Молодые родители же говорят: в основном собственные автомобили креслами уже оборудовали, поэтому от услуг такси без спецустройств, скорее всего, будут отказываться.
Максим, стаж вождения 2 года: «Если я буду вызывать такси – это одно из условий будет, а если его не будут, перевозить ребенка мы не будем!»
Катерина, стаж вождения 3 года: «Пусть не все машины, хотя бы какие-то, и чтобы диспетчер сообщала – у нас автокресло есть, вы с ребенком или без? Конечно, это очень большая безопасность».
А вот таксист Елена автокресла называет прихотью, выкладывать полторы тысячи за автокресло не собирается, уверена: если ездить медленно, ничего страшного не произойдет.
Елена, таксист: «Я не буду перевозить просто детей. Я буду отказываться от этих заказов. У меня даже маленький ребенок был, я его перевозила на руках своей мамы – в принципе мне он был не нужен!»
Что вдохновило законодателей на написание проекта и каких улучшений они ожидают после его принятия, новости АТН на протяжении нескольких дней пытались узнать у одного из его авторов Дмитрия Шенцева, который, кстати, является харьковчанином. Но народный избранник работал в Вреховной Раде, и у него не было времени на общение по телефону. Ответ можно найти в пояснительной записке к проекту: кроме уменьшения количества ДТП, главная цель принятия закона – увеличить поступления в бюджет. ГАИшники же законопроект пока не комментируют, мол, будет закон – будут выполнять.
Татьяна Доцяк