Условиями присоединения Украины к Мировой организации торговли в мае этого года предусмотрено автоматическое снижение импортной пошлины – по некоторым товарным позициям более чем вдвое. Это означает открытие рынка для западных товаропроизводителей и, как следствие, появление более дешевой альтернативы отечественным товарам. Глобально же – перестройку всех отраслей народного хозяйства по международным принципам – рассказывают эксперты.
Игорь Матюшенко, зам. нач. управления внешних связей:
“Вступление в ВТО – это переход от хаоса, азиатщины – в худшем проявлении – не в лучшем, потому что есть и прогрессивные примеры, от вот этого хаоса и бардака к упорядочиванию и появлению цивилизованных правил бизнеса и производства в нашей стране.”
По правилам игры, закрепленным торговым клубом, возможности отечественных производителей также растут – условия экспорта продукции в более чем полторы сотни стран-членов ВТО значительно упрощаются. На практике же импорт растет быстрее, чем экспорт и это уже проблема констатируют предприниматели. Генеральный директор одного из ведущих кондитерских предприятий, Алла Ковалено, объясняет – из-за отсутствия государственной поддержки и несогласованности правовых вопросов относительно членства в ВТО – под угрозой агропромышленный комплекс и больше всего – отечественные молочная и сахарная отрасли.
Алла Коваленко, ген. директор корпорации “Бисквит-шоколад”:
“Мы чётко понимаем, что как только нет альтернативы, нет конкуренции тогда серьёзно растут цены и в этот период, как только прекратят выращивать сахарную свеклу или значительно уменьшат и как только уменьшиться количество заводов, вот в этот момент могут очень сильно рвануть цены и на тростниковый сахар.”
Украина открыла свои рынки больше, чем соседи из стран – СНГ. Следовательно, объемы импортного мяса, молока и рыбы на рынке серьезно растут, украинские же предприниматели оказываются под угрозой банкротства. Отечественные производители мяса рассказывают – выкормить скот уже сегодня дороже, чем продать.
Иван, фермер:
“Ну, на сегодняшний день колхозника опустили ниже некуда, а будет ещё ниже – вот это моё мнение – то есть наше мясо колхозник вообще не сможет выращивать.”
Анна Сергеевна, фермер:
“Очень плохо – вы понимаете – это своих людей к нищете доводят и всё.”
Галина, фермер:
“Ну, сравнить импортное мясо и колбасу, что делают с импортного мяса и сравнить от это мясо – настоящее. Я считаю – лучше вместо килограмма импортного взяты пол-килограмма хозяйского мяса.”
Потребителями перспектива появления более дешевой альтернативы отечественным товарам на рынке воспринимается неоднозначно. Ссылаясь на нехватку информации, большинство отдает преимущество проверенным товарам, однако, кое-кто ориентируется на более низкую цену.
Тамара, пенсионерка:
“Мне нужно качество – мы ж не знаем, что оттуда привезут! Я выбираю качественный товар – пробую его, а потом аж беру, а как другие – не знаю, может, лишь бы дешевле…”
Константин Леонардович, инженер:
“Были уже прецеденты с окорочками Буша, когда завозили некачественное и заставляли нас покупать – поэтому я за то, чтобы развивать нашего производителя и ему помогать.”
Геннадий Михайлович, пенсионер:
“Для крестьян, может, и хуже будет, а для нас — лучше.”
Наталья, социолог:
“Я думаю – наша продукция лучше, чем зарубежная, даже если она дороже.”
А вот покупатели иномарок сегодня однозначно выигрывают. Несмотря на попытки Верховного Совета отложить снижение пошлины по некоторым товарным позициям на начало следующего года, большинство автосалонов снизили цены сразу после вступления в ВТО.
Алексей Матвеев, начальник отдела продаж автосалона:
“Весь рынок построен на спросе – если это выгодно потребителю, то, естественно, это выгодно и для нас, то есть мы ориентированы на покупателя и снижение цен во многом нас устраивает.”
Должностные лица не отрицают – принятие правил ВТО – серьезное испытание для всех отраслей украинского производства. От присоединения к торговому клубу однозначно выигрывают металлургия, химическая отрасль и предприятия-производители кокса. Конкуренцию выдержат лишь большие и в то же время эффективные предприятия – констатируют эксперты. Некоторые отрасли, такие как ракето- и самолетостроение – могут исчезнуть навсегда.
Екатерина Морозова