Проверка себя в младших классах: почему это важно

Автор АТН

Писать буквы, складывать их в слова, вычитать и умножать цифры — всему этому детей учат в школе. Задача родителей — приучить ребенка перепроверять себя и результаты выполненных заданий. 

Дети не всегда понимают, зачем это нужно. Умение решить задачу и проверить результат:

  • приучает их к самостоятельности;
  • развивает самообладание;
  • учит думать, а не торопиться;
  • мотивирует к исправлению ошибок;
  • помогает достичь результата и закрепить его.

Индивидуальный контроль нужен, чтобы ученик младших классов нашел фактические ошибки при сопоставлении своих результатов с образцом и объективно оценил свою работу. Со временем он научится контролировать ход решения задачи и оценивать промежуточные результаты. 

Проще всего приучить школьников к самоконтролю с помощью задач на сложение и вычитание.

Проверка сложения

Самые распространенные и эффективные способы проверки сложения, используемые в начальной школе:

  1. Повторное вычисление. Младшеклассник, скорее всего, перепишет ответ из ранее решенной задачи и не заметит ошибки. Чтобы этого не случилось, приучайте ребенка к повторному вычислению другим способом: сложение в уме, в столбик или по количеству черточек, нарисованных в тетради.
  2. Обратная операция. Этот прием подходит для всех арифметических действий. Правильность результата сложения проверяют вычитанием, правильность деления — умножением. 
  3. Проверка сложения сложением. Для этого два слагаемых меняют местами и суммируют заново. Затем сравнивают результаты в первом и во втором примерах.
  4. Подстановка нового числа в условия задачи. Ученику нужно решить новый пример и проанализировать правильность вычислений. Представим, что в первом примере нужно сложить 59 и 23. В сумме получится 82. Во втором примере одна цифра меняется — нужно определить сумму 59 и 32. В случае правильного ответа ученик получит 91. 

Четвертый пример показателен, так как младшеклассники часто путают последовательность цифр в двузначных числах. Просуммировав данные в обеих задачах, им нужно вывести разность и сравнить полученный результат двух пар чисел —  23 и 32 и 82 и 91. Он в обоих случаях должен  быть одинаковой — 9. 

Проверка вычитания

Простые вычислительные примеры подойдут и для самоконтроля при решении задач на вычитание:

  1. Проверка по шкале линейки. По условиям задания нужно определить разность 9-4. Ученик отмечает цифру 9 счетной палочкой на шкале линейки, а второй палочкой — цифру 4. Остается сосчитать деления между двумя палочками и сверить с решением. В обоих случаях должно получиться 5. 
  2. Разложение целого на части. Этот прием используют для двузначным чисел. Его смысл в том, чтобы представить число как сумму цифр, одна из которых 10. Число 22 — это 10+12, число 15 — это 10+5. Разложенные числа дети воспринимают легче, чем целые. 
  3. Вставка пропущенных чисел. Вычитание — это арифметическое действие, в котором от большего числа отнимают меньшее. Пропустите любое число, и получите проверочную задачу. Например, 228 – х = 154. Число х в этом примере равно 228-154 = 74. 
  4. Суммирование результата и меньшего числа — еще один метод самопроверки. Если сложить данные из примера выше, то 74+154  должно в сумме дать 228. 

На образовательном портале “Буки” вы найдете десятки классических и нестандартных способов для самопроверки, а также описания и контакты кружков по интересам, музыкальных школ, репетиторов по всем предметам. 

Развитие и самоконтроль

Эти два понятия неотделимы. Внеклассные занятия развивают у детей социально-коммуникативные навыки, дают новые знания. Проверка себя приучает их к дисциплине, планированию, работе над ошибками.  Умение анализировать и перепроверять помогает школьнику развить таланты, заложенные природой, и добиться выдающихся результатов.

Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”

Ми використовуємо cookies! Добре Читати більше