Писать буквы, складывать их в слова, вычитать и умножать цифры — всему этому детей учат в школе. Задача родителей — приучить ребенка перепроверять себя и результаты выполненных заданий.
Дети не всегда понимают, зачем это нужно. Умение решить задачу и проверить результат:
- приучает их к самостоятельности;
- развивает самообладание;
- учит думать, а не торопиться;
- мотивирует к исправлению ошибок;
- помогает достичь результата и закрепить его.
Индивидуальный контроль нужен, чтобы ученик младших классов нашел фактические ошибки при сопоставлении своих результатов с образцом и объективно оценил свою работу. Со временем он научится контролировать ход решения задачи и оценивать промежуточные результаты.
Проще всего приучить школьников к самоконтролю с помощью задач на сложение и вычитание.
Проверка сложения
Самые распространенные и эффективные способы проверки сложения, используемые в начальной школе:
- Повторное вычисление. Младшеклассник, скорее всего, перепишет ответ из ранее решенной задачи и не заметит ошибки. Чтобы этого не случилось, приучайте ребенка к повторному вычислению другим способом: сложение в уме, в столбик или по количеству черточек, нарисованных в тетради.
- Обратная операция. Этот прием подходит для всех арифметических действий. Правильность результата сложения проверяют вычитанием, правильность деления — умножением.
- Проверка сложения сложением. Для этого два слагаемых меняют местами и суммируют заново. Затем сравнивают результаты в первом и во втором примерах.
- Подстановка нового числа в условия задачи. Ученику нужно решить новый пример и проанализировать правильность вычислений. Представим, что в первом примере нужно сложить 59 и 23. В сумме получится 82. Во втором примере одна цифра меняется — нужно определить сумму 59 и 32. В случае правильного ответа ученик получит 91.
Четвертый пример показателен, так как младшеклассники часто путают последовательность цифр в двузначных числах. Просуммировав данные в обеих задачах, им нужно вывести разность и сравнить полученный результат двух пар чисел — 23 и 32 и 82 и 91. Он в обоих случаях должен быть одинаковой — 9.
Проверка вычитания
Простые вычислительные примеры подойдут и для самоконтроля при решении задач на вычитание:
- Проверка по шкале линейки. По условиям задания нужно определить разность 9-4. Ученик отмечает цифру 9 счетной палочкой на шкале линейки, а второй палочкой — цифру 4. Остается сосчитать деления между двумя палочками и сверить с решением. В обоих случаях должно получиться 5.
- Разложение целого на части. Этот прием используют для двузначным чисел. Его смысл в том, чтобы представить число как сумму цифр, одна из которых 10. Число 22 — это 10+12, число 15 — это 10+5. Разложенные числа дети воспринимают легче, чем целые.
- Вставка пропущенных чисел. Вычитание — это арифметическое действие, в котором от большего числа отнимают меньшее. Пропустите любое число, и получите проверочную задачу. Например, 228 – х = 154. Число х в этом примере равно 228-154 = 74.
- Суммирование результата и меньшего числа — еще один метод самопроверки. Если сложить данные из примера выше, то 74+154 должно в сумме дать 228.
На образовательном портале “Буки” вы найдете десятки классических и нестандартных способов для самопроверки, а также описания и контакты кружков по интересам, музыкальных школ, репетиторов по всем предметам.
Развитие и самоконтроль
Эти два понятия неотделимы. Внеклассные занятия развивают у детей социально-коммуникативные навыки, дают новые знания. Проверка себя приучает их к дисциплине, планированию, работе над ошибками. Умение анализировать и перепроверять помогает школьнику развить таланты, заложенные природой, и добиться выдающихся результатов.