Взрывотехническая служба в Харькове существует пятнадцать лет. Начинали с двух человек – сейчас работает уже семнадцать. Иногда на вызовы выезжают полным составом, как например, не так давно, когда искали взрывчатку в торговом центре на Московском проспекте. Ничего опасного так и не нашли, но взрывотехники все равно всегда готовятся к самому сложному. Этот костюм, похожий на скафандр, весит около тридцати килограммов и стоит более ста тысяч долларов. Последний раз его надевали в Мерефе, когда с поезда Санкт-Петербург – Севастополь, из-за подозрения о взрывчатке, эвакуировали пассажиров.
Александр Ярошевич, начальник взрывотехнической службы: «Каждый раз, когда сотрудник подходит к какому-либо предмету подозрительному, будь то банальная вещь такая как сумка или чемодан, кейс, портфель, коробок и так далее – никогда нет стопроцентной гарантии, что предмет может быть просто пустой или находятся там вещи обычного бытового назначения».
Еще один недавний громкий случай – снаряд времен Великой Отечественной в аэропорту, который нашли в день тройного визита высоких гостей – Президента, премьера и лидера оппозиции. Аналог авиабомбы сейчас хранится в музее службы.
«Я не говорю, что он именно так выглядел, но по калибру, по внешнему виду это был такого вида боеприпас».
Рядом на полках – уже не опасные учебные экземпляры орудий. Оригинал мины, на которой в прошлом году подорвались подростки в Изюмском районе, собирали по обломкам.
Александр Ярошевич, начальник взрывотехнической службы: «По характерным признакам – форме оперения, отверстиям выходным было установлено, что произошел взрыв минометной мины калибра 82 миллиметра».
Современное оружие – ручные гранаты Ф-1 и РГД-5 – милиция изъяла у людей, незаконно хранивших ее. Есть и макеты замаскированных взрывных устройств – пакет с соком, из-за которого произошел взрыв в супермаркете “Сельпо”, конверты, книги и даже коробка со сладостями – она больше десяти лет назад должна была взорваться в одном из офисов.
А это один из самых старых сотрудников службы. Он предназначен для наиболее опасных случаев. Модель многофункциональная: с кинокамерой, телевизором, даже умеет разговаривать. Но его услугами взрывотехники практически не пользуются. Мол, устарел и, несмотря на массивность, поднять пятикилограммовую бомбу не может.
«Пакет, сумку, дипломат, папку, пак от сока, бутылку – да».
Вот и катается железный друг взрывотехников только по музейной комнате – развлекает гостей. Иногда, говорит Александр Ярошенко, роботу разрешают поработать на учениях. Но в реальности, ради скорости и мобильности, жизнью и здоровьем рискуют взрывотехники и, несмотря на регулярные ложные вызовы, каждый очередной все равно воспринимают серьезно.
var s1 = new SWFObject(“mediaplayer.swf”,”mediaplayer”,”560″,”420″,”7″);
s1.addParam(“allowfullscreen”,”true”);
s1.addVariable(“width”,”560″);
s1.addVariable(“height”,”420″);
s1.addVariable(“file”,”video/news/10_01_09_Vzryvotehniki.FLV”);
s1.write(“container”);
Светлана Сирык
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”