Реформа в теплоснабжении или передел энергетического рынка?

Эта ТЭЦ и еще одна имеют шансы перейти и в частную собственность. Приведет ли это к улучшению качества их работы, вопрос, на который не могут ответить даже эксперты.

Из государственного управления в концессию перешла Эсхаровская ТЭЦ-2. Об этом, и о том, что концессионером стала компания “Нефтегаздобыча”, журналистам накануне сообщили в облгосадминистрации. В СМИ ее связывают с именем регионала Нестора Шуфрича, с исчезновением головы Олега Семинского, и с попытками рейдерского захвата со стороны экс-министра Николая Рудьковского. В Харькове не объясняют, на каких условиях концессионеры пришли на предприятие, что именно и когда они планируют модернизировать и чего ждать обществу от их деятельности. Лишь уточняют, в будущем ТЭЦ-2, как и крупнейшая в регионе ТЭЦ-5, могут стать частными.

Валентин Дулуб, 1-вице-губернатор:
«Уже сегодня оформляются все концессионные документы, и вопрос с концессией решен с ТЭЦ-2. Дальнейшей приватизации вопрос пока не стоит. Точно так по ТЭЦ-5 – ни сроков приватизации, ни каких-либо подвижек окончательных со стороны фонда имущества, со стороны Кабмина на сегодняшний день нет. Кроме единого того, что объекты исключены из перечня запрещенных к приватизации»

Вне камеры чиновник не скрывает, что шаги по реформированию энергетического сектора должны быть более решительными, предприятие необходимо приватизировать. Иначе бизнес не будет заинтересован в их модернизации и качественной работе. Такое же мнение ранее высказывал и губернатор Михаил Добкин, который уверял, что повышать тарифы владельцы теплоцентралей не имеют права, а в другом, их работа может быть направлена только на оптимизацию процессов и удешевления производства энергии.

Михаил Добкин, губернатор:
«Сегодня энергетика входит в свободное плавание и как показывает, хотя бы, “Облэнерго” наше харьковское, чем больше влияние частного капитала, тем стабильнее работа предприятия»

Хотя совсем другой позиция относительно участия частного капитала в генерации энергии у региональных чиновников была еще чуть больше года назад, когда они через суды вернули ЗАО ТЭЦ-3 в коммунальную собственность. Тогда вся компания сопровождалась публичными выступлениями о преступном хозяйствовании владельца, сомнительным пиар проектами об арендаторах и демонстрацией их на сессии горсовета.

Отрывок с проекта “ЕкспертиЗА”:

«В погоне за прибылью, одна из Аваковских структур едва не поставила на колени предприятие, столь важное для нормальной жизни харьковчан. Возвращение в коммунальную собственность ТЭЦ-3, факт, безусловно, позитивный!»

Геннадий Кернес, мэр Харькова:

«То что вы сейчас увидели – это выражение воли харьковчан вернуть в коммунальную собственность наше коммунальное хозяйство, потому что в свое время, благодаря кое-каким манипуляциям данное имущество было передано в частные руки! Вы ответите все, кто имел отношение к ТЭЦ, потому грабежу который был там сделан!»

Эксперты ни в преследовании частного капитала в энергетике год назад, ни в одобрении теперь, экономического планирования не видят, скорее всего, говорят они, что это политика. Ведь не бывает такого, чтобы собственник не мог, как божились представители городской власти, контролировать арендатора. Тем более, что теперь они ручаются за энергетический сектор после передачи его в частные руки.

Владимир Соболев, экономист:
«Если ты не удовлетворен условиями сотрудничества, то это не значит, что арендатор плохой. Может у тебя не хватает мозгов выписать так сотрудничество, чтобы было выгодно арендатору и государству в лице тебя любимого. Поэтому либо наличие арендатора мешает тебе окончательно обобрать это предприятие как липку, или если вопрос суживается, опять и запущенность проблемы, безусловно, до, у кого забрать кому отдать, то тогда мы будем в рамках этих искусственных дилемм. Ведь вопрос не в том у кого забрать, кому отдать, а как сделать работу нормальной»

С тем, что сектор генерации энергии пришел в упадок и его нужно срочно реформировать, эксперты соглашаются. Как и с тем, что у государства нет для этого свободных средств, а бизнес более гибок в управлении и может найти необходимые инвестиции. Но эта экономическая проблема, опять, говорят специалисты, вырывается из контекста. Ведь, во-первых, сначала необходимо было приватизировать именно ТЭЦы, а лишь затем более прибыльные сети энергоснабжения. Ведь пока непонятно, за счет именно чего модернизировать предприятия и привлекать частный капитал, который, безусловно, интересует прибыль. Во-вторых, нельзя не учитывать тот факт, что генерирующие предприятия привязаны к конкретной местности и это социально – ответственный бизнес, который невозможен без решения других проблем. Иначе, что бы не обещали чиновники, удержать тарифы будет невозможно.

Владимир Соболев, экономист:
«Есть расчеты есть. Для того, чтобы обеспечить самоокупаемость, нужно в 4-5 раз поднимать тарифы, об этом нужно говорить, чтобы понимать, что нас завтра ждет. Дальше, отрывать проблему приватизации от проблемы утепления наших домов, поскольку у нас колоссально отапливается воздух, в панельных домах и так далее. Вот вырвать один момент нужно приватизировать, как эффективнее, это значит не ответить ни на один вопрос, а раз так, то отдав эти объекты в частные руки мы рискуем получить очередной тепловой Чернобыль. Абстрактно никто не против, а реально получится как всегда: кучка людей обогатится, а мы получим как всегда пшик, только катастрофическое положение может усугубиться в этой сфере»

Главное, говорят специалисты, не допустить бессистемного реформирования отрасли, которое не только не исправит ситуацию, а разрушит то, что осталось. Для этого необходимы четкие договоренности с инвесторами и общественный контроль. Пока же все происходит наоборот – условия концессии – тайна.

Сергей Беренда, экономист:
«Вопрос самый острый – это условия этого частно-государственного партнерства. На каких условиях оно будет функционировать, в каких пропорциях, в каких долях, кто за что будет отвечать. Вот это будем самый основной вопрос»

В некоторых демократических странах, говорят специалисты, генерирующие предприятия являются акционерными предприятиями общины, которая зависит от их работы, контролирует наемных менеджеров и получает прибыль. В Украине такой вариант, констатируют эксперты, пока даже не обсуждают.

Марина Николаева

Ми використовуємо cookies! Читати більше