Реклама Виагры теперь вне закона

Вчера Минздрав опубликовал список из 326 лекарств — в него, в частности, вошли популярные АЦЦ, “Корвалол”, “Парацетамол” и “Солпадеин”. Среди компаний, которые в ближайшее время ощутят на себе эти ограничения, такие крупные производители, как “Фармак”, “Здоровье” и GlaxoSmithKline. В компаниях не согласны с критериями, которыми руководствовались в Минздраве при составлении списка, а введение ограничений, по их мнению, приведет к снижению продаж.

Вчера Министерство здравоохранения опубликовало список лекарственных препаратов, запрещенных к рекламированию. В него вошло 326 различных препаратов, который Минздрав подготовил в связи с принятием в прошлом году закона N7007 (см. “Ъ” от 21 декабря 2011 года).

Ограничения на рекламу лекарств, продаваемых без рецепта, вводятся впервые. Сейчас запрещено рекламировать лишь рецептурные медпрепараты. Но народные депутаты и правительство неоднократно пытались ввести полный запрет на рекламу лекарств. Законом N7007 первоначально также предлагалось запретить рекламу всех видов лекарств. Однако при подготовке ко второму чтению было решено определить список препаратов, реклама которых запрещена.

В список Минздрава вошли препараты, соответствующие определенным критериям. Это лекарства, вызывающие привыкание, содержащие наркотические и психотропные вещества, предназначенные для лечения детей в возрасте до 12 лет, а также для приема во время беременности и лактации. Кроме того, в перечень попали препараты для лечения туберкулеза, венерических заболеваний, чрезвычайно опасных инфекционных заболеваний, ВИЧ/СПИДа, рака, хронической бессонницы, сахарного диабета, ожирения, эректильной дисфункции.

Из 326 лекарств, запрещенных к рекламе, более 100 произведено в Украине. Из крупных производителей ограничения коснутся компании “Фармак” (в списке 14 ее препаратов), группы компаний “Здоровье” (12) и “Дарницы” (6). “Из зарубежных компаний это GlaxoSmithKline (GSK). Например, под запрет попал его препарат “Солпадеин”, один из лидеров в группе анальгетиков”,— отмечает менеджер в одной из фармкомпаний. Источник “Ъ”, близкий к GSK, рассказал, что сейчас на “Солпадеин” приходится около 30% продаж всех безрецептурных препаратов компании. Сейчас он занимает второе место по продажам в денежном выражении в Украине в категории анальгетиков. На первом месте — “Цитрамон”, содержащий парацетамол, который не относится к наркотическим веществам. В “Фармак” и GlaxoSmithKline не смогли предоставить “Ъ” комментарий, в “Здоровье” и “Дарнице” получить комментарии не удалось.

Глава комитета Верховной рады по вопросам здравоохранения Татьяна Бахтеева (Партия регионов) говорит, что список еще будет дополняться. По ее словам, в него, в частности, войдут такие популярные лекарства, как “Эссенциале”, “Но-Шпа” (производитель Sanofi-Aventis)и “Мезим” (производитель Berlin-Сhemie). “Их продажи достигают миллиардов гривен, а потребление никак не контролируется. В то же время внести их в список рецептурных мы не можем — страна огромная, и не у каждого жителя, особенно в деревнях, есть возможность идти к врачу с любым недомоганием”,— отмечает госпожа Бахтеева.

Фармацевтические компании, входящие в “Европейскую бизнес ассоциацию”, ранее подвергли законопроект критике. Они отмечали, что считают нецелесообразным запрещать рекламу лекарств, которые содержат наркотические и психотропные вещества в очень малом количестве, не несущем угрозы здоровью пациента. Реклама лекарственных средств безрецептурной группы разрешена в большинстве стран ЕС и во всех странах СНГ.

Тем не менее закон в нынешней редакции не окажет значительного влияния на рекламный рынок, уверен директор агентства Starcom (среди его клиентов — GSK) Энвер Кикава. По его словам, доля медицинских брендов в телевизионной рекламе сейчас близка к 20%. “Но доля запрещенных препаратов невелика”,— говорит господин Кикава. Кроме того, у производителей остаются варианты продвижения брендов и без прямой рекламы — к примеру, путем размещения информации в аптеках. “Конечно, запрет на рекламу повлияет на снижение продаж “Солпадеина”. Компания начнет продвижение препарата через другие каналы — например, продажи по рекомендации врачей. Конечно, они более затратные, что в конечном итоге повлияет на цены в сторону их повышения”,— отмечает источник “Ъ”, близкий к GlaxoSmithKline.

КоммерсантЪ

Ми використовуємо cookies! Читати більше