Сегодня – 13-я годовщина авиакатастрофы на Шпицбергене

13 лет назад, 29 августа, выполнявший чартерный рейс из Москвы в заполярный норвежский аэропорт «Лонгьир» Ту-154М «Внуковских авиалиний» врезался в заснеженную гору Операфьеллет при заходе на посадку, за несколько минут до приземления.

Российские и украинские горняки, летевшие вместе с женами, детьми из отпусков к месту своей работы на самых северных в мире шахтах «Баренцбург» и «Пирамида», были возбуждены, предвкушая радость близкой встречи со ждавшими их на земле… Удар о гору был фатальным, не оставляющим никому даже призрачного шанса уцелеть, констатирует газета. На скорости 420 километров в час лайнер зацепил край горы левой стойкой, крылом и, будто спичка, разломился надвое. Переднюю часть фюзеляжа повело, завертело и перевернуло на плато высотой 1130 метров. Невероятная сила, как бумагу, рвала обшивку, крылья, сминая и кромсая в адской мясорубке тела, кресла, полки, ручную кладь, приборы и все остальное. Задняя же часть, вместе с двигателями и хвостовым оперением, скатилась по склону, вызвав снежную лавину.

Россияне потом будут обвинять норвежские власти в том, что те якобы недопустимо медленно разворачивали аварийно-спасательные работы. Бывший директор рудника «Баренцбург» Александр Соколов не согласен: «В такой катастрофе не выживают — люди получили травмы и увечья, несовместимые с жизнью. Здесь дал знать о себе сугубо человеческий фактор. Туда ведь, как правило, летали многоопытные пилоты-асы, а в этот роковой рейс отправили неслетанный экипаж. Штурман вообще летел впервые. Один из членов комиссии по расследованию обстоятельств трагедии рассказывал нам, что пилотам не хватило лишь двух секунд, чтобы избежать столкновения. Гору они увидели прямо перед собой, за 200 метров до удара, экстренно включили форсаж, пытаясь хоть чуть-чуть набрать высоту, но сказалась слишком большая скорость. На записях «черного ящика» слышен голос командира: «…твою мать, гора!» И все».
Никто из 130 пассажиров и 11 членов экипажа не выжил. На борту было 11 детей.

Идентификация заняла почти месяц. Транспортный Ил-76 доставил 77 гробов, в том числе 6 — детских, в Луганск и Донецк — отсюда было большинство наших земляков.Как отмечает газета, их хоронили без помпы, без громких речей. Долго не решались вопросы со страховыми выплатами. Но и они, в конце концов, нашли своих адресатов.

Сейчас из двух шахт на Шпицбергене работает только «Баренцбург». И украинцев там почти не осталось, но о жертвах той страшной трагедии там помнят — на горе Операфьеллет им установлен обелиск. Сегодня к его подножию лягут скромные полярные цветы. И в небольшой православной часовенке отслужат молебен.

Сегодня

Ми використовуємо cookies! Читати більше