Как это повлияет на коммунальные тарифы, узнавал ТСН.
Данный документ предусматривает переход на новую систему регулирования монопольных рынков. В частности, речь идет об отходе от существующей методики тарифообразования. Зато естественным монополистам предлагается формировать цены на свои услуги с учетом прибыли на инвестированный капитал.
Иными словами, предприятиям разрешили закладывать в тарифы стоимость ремонта и замены оборудования. В первую очередь данные изменения коснутся естественных монополистов в сфере ЖКХ – поставщиков электричества, газо-, тепло- и водоснабжающих предприятий.
Европейский опыт
Методика стимулирующего регулирования тарифов, которую предполагают поправки к вышеупомянутому закону, давно и успешно применяются в странах Европейского Союза. Этот принцип образования тарифов впервые был применен в Великобритании и получил название Regulatory Asset Base (регулируемая база капитала). На простом примере это выглядит так: инвестор (предприятие) проводит модернизацию оборудования и закладывает стоимость проведенных работ в тариф. Тарифы ежегодно пересматриваются (учитывается инфляционные процессы). В течение 30-35 лет предприятия должны окупить вложения.
Такой подход действительно оказался эффективным в странах ЕС – качество услуг монополистами там гораздо выше, чем в Украине. Так, например, жители многих европейских государств могут спокойно пить неочищенную воду прямо из-под крана, а такие стандартные для украинцев неприятности, как отключение воды, электричества и перебои с поставками тепла там, и вовсе приравнивается к ЧП национального масштаба. За такие ошибки там монополисты платят потребителям большую компенсацию.
Правда, такое удовольствие и стоит гораздо дороже – в среднем только за одно электричество европейской стандартной семье приходится платить в месяц 100-150 евро (и это при серьезной экономии), за воду – еще 70-100 евро. Сумма за отопление может и вовсе оказаться заоблачной (впрочем, это только в северных странах, где зимы холоднее украинских) – 200-250 евро в месяц.
“К таким показателям европейцы шли долгие годы. Тарифы обычно высокие, но они экономически оправданы, у предприятий нет таких серьезных проблем, как у их украинских аналогов”, – говорит Татьяна Бойко, эксперт по вопросам ЖКХ и председатель Общества совладельцев многоквартирных домов.
Дырявые сети
Разработчики украинского законопроекта уверены, что европейский подход к образованию тарифов будет способствовать улучшению качества услуг, предоставляемых потребителям коммунальными предприятиями. По официальным данным основные фонды естественных монополистов изношены более чем на 60%. Ежедневно на предприятиях происходит 5-8 аварий в день. Эксперты во весь голос предрекают украинским коммунальным системам глобальную катастрофу. И это уже происходит – достаточно вспомнить обледеневший Алчевск и маленький городок Донецкой области Родинское, взрыв газопровода в Ужгороде и другие, не менее резонансных события.
По оценкам экспертов на модернизацию предприятий ЖКХ нужно не менее 100 млрд долларов. Таких денег нет ни у самих предприятий ЖКХ, ни в госбюджете. Нынешние тарифы лишь на 60% покрывают себестоимость производимых услуг. То есть предприятия работают себе в убыток.
“Основным недостатком является то, что при регулировании субъектов естественных монополий используются затратные методы, которые стимулируют компании к наращиванию расходов. Поскольку при пересмотре тарифов на услуги, предоставляемые субъектами естественных монополий, за базу принимаются расходы предыдущего периода, все неэффективные расходы, включенные во время предварительных просмотров, сохраняются и с каждым пересмотром тарифов их доля в суммарных расходах растет”, – отмечает Владимир Макуха, заместитель Министра энергетики и угольной промышленности.
Также, по его словам, существенным недостатком действующей системы регулирования естественных монополий является то, что существующие тарифные методологии не обеспечивают полного покрытия экономических затрат, связанных с осуществлением регулируемой деятельности, в частности, в большинстве из них не предусматривается начисление прибыли на инвестированный капитал.
Повышения не избежать
Единственный выход избежать коммунального коллапса – создать стимулирующие условия для природных предприятий. По мнению разработчиков законопроекта № 10338 – новые поправки к закону “О естественных монополиях” позволят решить сложную проблему в ЖКХ.
“Принятие проекта, по мнению субъекта права законодательной инициативы, создаст условия для перехода от затратных к стимулирующим методам регулирования субъектов естественных монополий, что позволит существенно улучшить их финансовое состояние и повысить их инвестиционную привлекательность. С другой стороны, потребители также должны получить выгоду от перехода к стимулирующему регулированию, поскольку компании получают стимулы для сокращения неэффективных расходов и повышение качества предоставления услуг”, – считает Василий Борденюк, руководитель Главного научно-экспертного управления КМУ.
Однако включение инвестиционной составляющей повлечет за собой увеличение тарифов.
“В новый отопительный сезон мы скорее всего войдем с повышенным тарифам. Их повысят сразу после выборов в парламент. У государства просто нет другого выхода – ведь ему нужно будет как-то скорректировать бюджет “Нафтогаза”. Экономика страны в очень тяжелом положении, денег в Украине нет, поэтому ставку в стабилизации ситуации в ЖКХ сделают в том числе и на рост тарифов”, – говорит Павел Розенко, эксперт Центра Разумкова.
Учитывая нынешние расценки на услуги ЖКХ, цены вырастут как минимум в 1,5-2 раза. Например, отопление квартиры площадью в 65 м кв может подорожать до 1300-1600 гривен в месяц. Вырастет в цене и электричество – примерно на 10-15%, серьезно должны вырасти и тарифы на водоснабжение и водоотведение. Ведь именно эти предприятия нуждаются в серьезной реконструкции.
Правда, пока это лишь теоретические предположения. На самом деле величину, на которую вырастут тарифы, пока невозможно просчитать.
Корреспондент ТСН.ua за основу расчетов взял величину, которая необходима тарифам для того, чтобы выйти на экономически обоснованный уровень. От чего будут отталкиваться в своих подсчетах монополисты, предсказать сложно. Сам же законопроект по этому поводу пока не дает никаких разъяснений. Более того, в нем не указана даже максимальная величина инвестиционной составляющей – то есть в тариф могут заложить как замену труб стоимостью 100 тысяч гривен, так и глобальную замену, например, насосного оборудования, стоимость которого несколько миллионов долларов. Конечно, это отобразится на стоимости тарифов.
Впрочем, к осени украинские политики вряд ли рискнут повышать тарифы для населения. “Коммунальные предприятия остаются заложниками политики – нам не утвердят повышение тарифов до выборов”, – считает сотрудник одного из коммунальных предприятий.
Предприятия действительно самостоятельны в решении вопроса о пересмотре тарифов – с прошлого года тарифы на тепло и воду утверждают в Национальной комиссии госрегулирования тарифов в сфере жилищно-коммунальных услуг. Тарифы на электроэнергию всегда утверждала Национальная комиссия регулирования энергетики (НКРЭ).
Однако после выборов тарифы, скорее всего, будут расти. Ведь увеличение тарифов на услуги ЖКХ – это еще одно из основных требований МВФ в вопросе предоставления транша Украине.