Римантас Гучас приехал в Харьков на один день – чтоб оценить состояние органа и возможность его переноса в другое помещение. Орган, в отличие от других музыкальных инструментов, всегда неразрывно связан со зданием, для которого он и строился.
Римантос Гучас член международной ассоциации органостроителей
“Это один из самых удачных его вариантов, это во многом заслуга помещения, вы видите высокое, орган компонирован, он возносится ввысь, здесь действительно ощущение пространства великолепное, пока здесь органист играл, я просто наслаждался.”
История знает единицы случаев, когда органы переносили и эти эксперименты всегда были неудачными – терялись акустические свойства инструмента. Единственный вариант переселения органа, который сегодня предлагается, это установить его в большом зале филармонии. Однако Риматнас Гучас считает, что этот зал не подходит для инструмента.
“Если этот орган пытаться перенести, значит его надо разломать и некоторые части использовать, механика не подходит, весь корпус не под. мехи не подх. воздухопроводы, что остается – трубы и вентляды тоже не очень подходят, и тогда разломка этого орана чтобы сделать что-нибудь неудачное. Я идею его переноски рассматриваю как способ его разграбления, уничтожения, увы мне очень жаль.”
Чтобы орган звучал, ему нужно высокое помещение, а залу филармонии не хватает всего-то 8 метров высоты. Подошли бы только здания Южного вокзала или Благовещенского собора.
Юрий Янко директор Харьковской филармонии
“Обладминистрация активно занимается выяснением чисто технических моментов и пока не будет полного заключения всех специалистов как это сейчас делается до тех пор мы ничего сказать не можем.”
Кроме того, перенос и сборка органа в новом здании обойдется в сотни тысяч долларов, примерно столько же будет стоить покупка нового, более подходящего для филармонии органа. Ну а пока таких денег у филармонии нет, ценители органной музыки могут быть спокойны, органный зал будет работать как и прежде.