Творческая группа “Стык” образовалась в 96-ом году в Москве. Несколько молодых художников во главе с Сергеем Сальниковым организовали студию любительского кино. Уже скоро у них нашлись соратники в других городах, было проведено четыре фестиваля. Участники группы “Стык” называют такое кино, не любительским, а сверхлюбительским. Снятое непрофессиональными кинематографистами, оно по мнению Сергея Сальникова, интересно не только близким самого режиссера, но и более широкому кругу зрителей. Отличает любительское кино и насыщенность визуальными экспериментами, и идеологическая основа.
Сергей Сальников, организатор фестивалей “Stык”:
” Это фильмы которые в себе несут идеи нонконформизма, некий остов сопротивления – художественного, идеологического, духовное сопротивление тем неприятным вещам, которые существуют во всяком буржуазном обществе. ”
Открылся фестиваль белорусским фильмом “Случай с пацаном,” запрещенным у себя на родине по политическим мотивам. Во многом тема этой картины оказалась шокирующей и для украинского зрителя. Юрий, главный герой фильма, ищет свой путь в жизни. С одной стороны, он сталкивается с наркотиками, пьянством, бандитами – привычными явлениями современной жизни. С другой – ему последовало предложение стать провокатором. Современная Белоруссия в этом фильме становится похожа на сталинскую Россию.
В соседнем зале в это время демонстрировалось совсем другое кино. Далеко не все любители авангарда остались на просмотр безсюжетных картин, в которых главными действующими лицами были эмоции, музыка и пластика изображения.
Для постсоветского пространства, в отличие от Запада, такой жанр, как “сверхлюбительское кино” достаточно молод – здесь он только начинает развиваться. Тем не менее, многие критики авангардных картин признают, что некоторые фильмы достигли мирового уровня радикального кино.
Марина Николаева
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”